Перечисления изменяются только на этапе конфигурирования

МОДУЛЬ

КОНФИГУРАЦИЯ

Конфигурацией в системе 1С:Предприятие называется совокупность трех взаимосвязанных составных частей:

• структуры метаданных;

• набора пользовательских интерфейсов;

• набора прав.

Создание конфигурации выполняется при помощи Конфигуратора. Созданная конфигурация используется системой 1С: Предприятие для реализации программного окружения, пригодного для выполнения необходимых учетных задач.

Пользовательским интерфейсом в системе 1С: Предприятие называется совокупность команд главного меню и панелей инструменте настроенных на работу с конкретными объектами данных — документами, справочниками, журналами ит.д. Как правило, пользовательский интерфейс создается для конкретной категории пользователей. Цель создания интерфейса — обеспечить быстрый доступ пользователей к той информации, которая необходима им в соответствии с их обязанностями.

Права в системе 1С Предприятие определяют полномочия пользователей на работу с информацией, которая обрабатывается в системе. Совокупность предоставляемых пользователю прав определяется, как правило, кругом его обязанностей.

Операция назначения прав пользователю решает две основные задачи.

С одной стороны, ограничивается круг пользователей конфиденциальной информации, которая, безусловно, всегда присутствует в любой системе учета.

С другой стороны, запрет выполнения определенных операций (в ПРОБНУЮ очередь, операций удаления и корректировки данных) позволяет в какой-то степени предотвратить возможные потери информации.

Все три составные части конфигурации тесно связаны между собой и требуют, как правило, согласованного внесения изменений (особенно это касается пользовательских прав).

Так, назначение прав может выполняться только для существующих объектов метаданных (конкретных документов, журналов, справочников, отчетов). Добавление в структуру метаданных нового объекта должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в права.

Команды, которые можно связать с элементами пользовательского интерфейса, управляют конкретными объектами метаданных. Очевидно, что нет смысла включать в пользовательский интерфейс команды по работе с информацией, доступ к которой пользователю запрещен.

Модулем называется программа на встроенном языке системы 1С: Предприятие. Модули располагаются в заданных точках структуры метаданных и вызываются для выполнения в заранее известные моменты работы системы 1С: Предприятие. Специалист, выполняющий конфигурирование системы, может использовать модули для описания сложных алгоритмов взаимодействия объектов метаданных, для которых недостаточно имеющихся в Конфигураторе визуальных средств.

Приведем такой пример.

В системе 1С:Предприятие может быть организован удобный для пользователей режим ввода новых документов — «ввод на основании». Суть этого режима проста: за основу берется документ-образец (например, счет на оплату), из которого в новый создаваемый документ (например, расходную накладную) переносится информация о получателе, товарах, ценах, количестве.

Перенос информации из документа-образца выполняется при помощи специальной процедуры ВводНаОсновании().

Предварительный настрой режима "ввода на основании" для конкретного документа выполняется в Конфигураторе диалоговыми средствами. Однако алгоритм переноса информации из документа-образца в новый документ должен создать специалист, выполняющий конфигурирование системы. Этот алгоритм хранится в модуле, "привязанном" к форме документа, и выполняется всякий раз при показе документа.

Раздел 2 Автоматизированная система оперативного учета «1С:Предприятие»

Концепция системы 1С:Предприятие

Концепция системы

1С:Предприятие 8.1 является универсальной проблемно ориентированной системой для автоматизации задач учета, планирования и управления на предприятиях.

Информация, изложенная ниже, представляет собой краткое описание тех понятий системы 1С:Предприятие 8, которыми оперирует пользователь в процессе эксплуатации системы.

Ниже перечисляются базовые (общие) понятия системы 1С:Предприятие 8, которые могут содержать все конфигурации.

Константы. Как правило, константы используются для работы с посто­янной и условно-постоянной информацией, но могут представлять собой и изменяемые данные. В основном это наиболее общая информация об организации, в которой ведется учет: «Наименование предприятия», «Размер НДС», «ФИО главного бухгалтера» и т. д.

Справочники. Предназначены для хранения сведений о множестве однотип­ных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов.

Обычно справочниками являются списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и другие. 1С:Предприятие 8 поддерживает работу с иерархическими и подчиненными справочниками.

Перечисления. Перечисления используются в системе для описания наборов постоянных (не изменяемых пользователем) значений.

Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), тип учредителя (юридическое лицо, физическое лицо), типы сотрудников предприятия (штатный, совместитель) и т. д.

Документы. Для отражения любых событий, происходящих на предпри­ятии, а также для управления расчетами и данными в 1С:Предприятии 8 могут использоваться документы. Как правило, набор документов в 1С:Предприятии 8 совпадает с набором реальных первичных документов, используемых в организации, которые требуется вводить в информацион­ную базу: платежное поручение, счет, приходная и расходная накладная, кассовые ордера и т. д.

Каждый документ имеет хотя бы одно визуальное представление (экранную форму) и может иметь неограниченное количество реквизитов и табличных частей, которые заполняются при его выписке (вводе в систему). Кроме того, документ обычно имеет печатную форму (или несколько форм), которая представляет собой его «бумажный» эквивалент.

Журналы. Для просмотра документов в 1С:Предприятии 8 предусмотрены журналы.

Журнал документов позволяет просмотреть список документов, разделен­ных по видам документов, или все документы сразу.

Планы видов характеристик. В системе 1С:Предлриятие 8 объекты Планы видов характеристик предназначены для описания множеств однотипных объектов аналитического учета.

Планы видов расчета. Объекты данного вида предназначены для создания видов расчета, используемых в регистрах расчета.

Планы счетов. План счетов является одним из основных понятий бухгалтер­ского учета. Планом счетов называется совокупность синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятель­ности предприятия. Информация, накапливаемая на таких синтетических счетах, позволяет получить полную картину состояния средств предприятия в денежном выражении.

Отчеты и обработки. Отчеты применяются для получения различной информации, содержащей итоги или детальную информацию, подобранную по определенным критериям.

Обработки используются для выполнения различных сервисных или регла­ментных действий, например, индексации цен в справочниках товаров, конвертации, загрузки и выгрузки различных данных.

Регистры сведений. Основная задача регистра сведений - хранить сущест­венную для прикладной задачи информацию, состав которой развернут по определенной комбинации значений и, при необходимости, развернут во времени.

Регистры накопления. Регистры накоплений в системе 1С:Предприятие 8 используются для учета информации о наличии и движении каких-либо величин - материальных, денежных и др. Регистры накоплений предназначены для хранения и получения остатков и оборотов по заранее определенным в Конфигурации измерениям. Методы встроенного языка позволяют получить остатки регистра накопления на заданный момент времени. Есть возмож­ность фильтрации по значениям измерений, а также получения остатков в разрезе других измерений.

Регистры расчета. Регистры расчета позволяют организовать учет резуль­тат вычислений, осуществляемых с некоторой периодичностью, тесно снизанных друг с другом по некоторым правилам и взаимно влияющих друг ни друга в пределах определенного периода. Перечисленные особенности регистров расчета позволяют, например, реализовать регистрацию начислений в пользу физических лиц (оплата труда, оплата больничных листов, оплота дней отпуска и т. д.).

Регистры бухгалтерии используются в системе 1С:Предприятие 8 для отражения информации о хозяйственных операциях в бухгалтерском учете.

Бизнес-процессы. Механизм бизнес-процессов позволяет описывать, созда­нии» и управлять выполнением бизнес-процессов в прикладных решениях. 11,сл ью этого механизма является автоматизация цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организаци­онной структуры, определяющей функциональные роли и связи.

Задачи. Задача предназначена для учета заданий и описывает способ их распре­деления по исполнителям с учетом организационной структуры предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть многомерную ролевую маршрутизацию, например, по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т. д.

Задачи являются «движущей силой» механизма бизнес-процессов. При выполнении задачи породивший ее бизнес-процесс осуществляет переход па следующую точку маршрута в соответствии с картой маршрута. При этом задачи имеют самостоятельную прикладную ценность как список заданий, назначенных конкретным исполнителям напрямую или посредством ролевой маршрутизации, и могут использоваться отдельно от бизнес-процессов.

Принципы функционирования системы

Функционирование системы 1С:Предприятие 8 делится на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или выполнению различных расчетов.

Таким образом, всю работу с системой можно разделить на два этапа, которые могут произвольно чередоваться:

Конфигурирование. На этапе конфигурирования системы 1С:Предприятие 8 выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структу­ры и свойства справочников и документов, описываются формы и алгоритмы построения отчетов, настраивается ведение учета. Возможности конфигу­рирования подробно описаны в книге «1С:Предприятие 8.1. Руководство по конфигурированию и администрированию».

При конфигурировании системы разработчик конфигурации или админис­тратор системы может также создать наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяются конкретной конфигурацией системы.

Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полно­стью отражал настроенные структуры данных, в системе в рамках режима Конфигуратор предусмотрена возможность настройки меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.

Кроме того, на этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менедже­ров, бухгалтеров, кадровиков и т. д.), а также для конкретной организации создается список пользователей.

Работа пользователя. Работа пользователя с информационной базой осуществляется при запуске системы в режиме 1С:Предприятие. При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области: осуществляется ввод документов, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов и т. д.

Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информа­ции описанной в конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.

Пояснение особенностей работы с конкретными режимами (документами, справочниками, отчетами), которые зависят от конфигурации, могут содер­жаться в описании самой конфигурации. В этом случае их можно получить, обратившись к режиму пользовательского описания.

Поведение системы 1С:Предприятие 8 определяется конкретной конфигура­цией, особенности которой описываются:

· набором констант;

· составом, структурой и свойствами справочников;

· формами просмотра списков справочников и ввода элементов справоч­ников;

· составом и наборами значений перечислений;

· составом и наборами значений планов видов характеристик;

· планом счетов;

· составом и наборами значений планов видов расчета;

· составом бизнес-процессов и задач;

· формами ввода документов;

· формами списков документов;

· формами журналов документов;

· формами и алгоритмами отчетов и обработок;

· составом, структурой и свойствами регистров;

· интерфейсами пользователя (главное меню, набор панелей инструмен­тов);

· правами пользователя на доступ к различным объектам и режимам программы.

· Технологические средства конфигурирования и администрирования

·

· Для описания специфических алгоритмов обработки информации и создания интерфейса, ориентированного на удобное представление описанных в конфигурации данных, в системе 1С:Предприятие 8.1 используется несколько технологических механизмов.

· Встроенный программный язык. Необходимость наличия встроенного языка определена концепцией настраиваемости системы. Синтаксис встроенного языка вполне отвечает стандартам высокоуровневых языков.

· Язык является предметно-ориентированным. Он поддерживает специализированные типы данных предметной области, определяемые конфигурацией системы. Работа с этими типами данных в языке организована с использованием объектной техники. Язык ориентирован на пользователей различной квалификации. В частности, его отличает мягкая типизация данных, обеспечивающая быстрое написание программных модулей, и жесткий контроль синтаксических конструкций, уменьшающий вероятность ошибок.

· Так как система сочетает в себе визуальные и языковые средства конфигурирования, использование встроенного языка в системе имеет событийно-зависимую ориентацию, то есть языковые модули используются в конкретных местах для отработки отдельных алгоритмов, настраиваемых в процессе конфигурации. Так, например, для документа можно описать алгоритм автоматического заполнения реквизитов при вводе нового документа. Данная процедура будет вызвана системой в нужный момент.

· Механизм запросов. Для получения произвольных отчетов сложной структуры в системе предусмотрен предметно-ориентированный механизм запросов. Данное средство опирается на существующую условно-переменную структуру информационной базы системы, что позволяет сравнительно просто описывать достаточно сложные запросы.

· Встроенный текстовый редактор используется для создания программных модулей на встроенном языке и для редактирования документов в текстовом виде.

· Одной из особенностей редактора является возможность контекстного выделения цветом синтаксических конструкций встроенного языка, а также группировка различных синтаксических конструкций.

· При наборе текстов на встроенном языке удобно пользоваться контекстной подсказкой и шаблонами.

· Благодаря тому, что встроенный язык системы имеет мощные средства манипулирования текстами, текстовый формат может быть успешно использован для обмена с другими системами самой различной информацией.

· Встроенный редактор форм. Работа с настраиваемыми структурами данных и работа в интерфейсе операционной системы Microsoft Windows вызывает необходимость произвольной настройки форм для ввода и редактирования информации. Для этого в системе 1С:Предприятие 8.1 существует встроенный редактор форм.

· Редактор позволяет оформить большинство окон, которые используются в системе для ввода и просмотра предметной информации (формы документов, справочников, настройки отчетов).

· Встроенный редактор табличных документов. Для всех выходных документов (первичных документов и отчетов) в системе предусмотрен единый формат — формат табличных документов.

· Редактор табличных документов - это мощное средство, сочетающее в себе оформительские возможности табличной структуры и векторной графики. Он может быть использован как для создания небольших документов с очень сложной структурой линий (типа платежного поручения), так и для объемных ведомостей, журналов и других подобных документов.

· Редактор табличных документов предоставляет пользователям богатый набор оформительских возможностей (шрифты, цвета, линии, узоры). Имеется возможность вывода информации в графическом виде (диаграммы).

· Одной из главных особенностей редактора табличных документов является ориентация на формирование отчетов при помощи встроенного языка системы 1С:Предприятие 8.1. Гибкое построение отчетов с его помощью становится возможным благодаря наличию механизма манипулирования именованными областями документа. Редактор табличных документов позволяет манипулировать не только горизонтальными, но и вертикальными областями, что делает возможным создание отчетов, масштабируемых не только в высоту, но и в ширину. Сочетание возможностей редактора с такими объектами, как построитель отчетов и сводная таблица, позволяет создавать универсальные отчеты, которые дают возможность обрабатывать и представлять информацию в различных разрезах и различной детализации без дополнительного вмешательства разработчика.

· С другой стороны, табличный документ может выступать в качестве элемента управления формы и таким образом использоваться для ввода данных.

· Встроенный редактор картинок. Редактор позволяет создавать картинки произвольных размеров для использования их в качестве пиктограмм панели инструментов, картинок кнопок и других оформительских целей.

· Встроенный редактор HTML-документов. Редактор позволяет создавать пользовательские описания и имеет большие оформительские возможности (механизм гиперссылок, использование стилей, размещение картинок и т. д.).

· Конструкторы — вспомогательные инструменты, облегчающие разработку стандартных элементов системы 1С:Предприятие 8.1. В системе имеются, например, конструкторы форм констант, справочников, документов, жулналов документов, отчетов и других объектов, конструкторы печатных форм, конструкторы движений регистров и другие.

· С помощью конструкторов производится не только формирование визуальных составляющих этих объектов, но и в некоторых случаях (ввод на основании, печать, выходная форма и др.) формируются программные модули.

· Система настройки пользовательских интерфейсов. Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных и алгоритмы, в системе 1С:Предприятие8.1, помимо редактора диалоговых форм и табличных документов, предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонентов системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.

· На этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных категорий пользователей (руководителей, менеджеров, кладовщиков и других).

· В процессе работы с программой пользователь может самостоятельно выбрать нужный интерфейс (если ему предоставлены соответствующие права). При выборе интерфейса автоматически устанавливается стиль оформления, состав пользовательского меню и панелей инструментов, права выполнения тех или иных действий с данными (просмотр, ввод и редактирование данных, пометка удаления, проведение документов и т. д.).

· Подсистемы. Конфигуратор позволяет на этапе проектирования в рамках одной конфигурации выделить различные подсистемы (например, торговый учет и исследовательский комплекс). Для каждого объекта конфигурации можно указать, к какой подсистеме относится данный объект. Допускается указание принадлежности к нескольким подсистемам. Это позволяет легко и быстро настраивать конфигурацию по различным видам деятельности и производить выбор объектов, относящихся к определенной подсистеме.

· Система настройки прав доступа (роли). Данная система позволяет описывать наборы прав, соответствующие должностям пользователей или виду деятельности. Структура прав определяется конкретной конфигурацией системы. Например, могут быть введены такие наборы прав, как Главный бухгалтер, Кладовщик, Менеджер, Начальник отдела.

· Кроме того, для объектов, хранящихся в базе данных (справочник, документы, регистры и т. д.), могут быть определены права доступа к отдельным полям и записям.

· Сам список пользователей создается уже для конкретной организации. Каждому пользователю назначается одна или несколько ролей, основной интерфейс и язык, используемые при работе с программой.

· Отладчик. Для удобства разработки конфигурации в системе предусмотрен отладчик. Отладчик позволяет прослеживать исполнение программных модулей конфигурации, замерять сравнительное время исполнения, просматривать содержимое переменных.

· Администрирование работы пользователей. Для отслеживания текущего состояния работы системы используется режим ведения списка пользователей и просмотра списка активных пользователей. Он позволяет просмотреть, кто из пользователей в настоящий момент работает с конкретной информационной базой и в каком режиме. Для учета и просмотра действий пользователей используется журнал регистрации, в котором записываются различные события, связанные как с работой пользователя (подключение и отключение, выполнение действий с данными), так и поведение системы (регистрация ошибок).

· Хранилище конфигураций. Для групповой разработки конфигурации разработчики используют механизм хранилища конфигурации. Он позволяет распределить права доступа по модификации объекта конфигурации и производить необходимые изменения одновременно, а не последовательно.

· Поддержка конфигураций. Для удобства проведения обновлений конфигураций предусмотрен механизм формирования разработчиками типовых конфигураций файлов поставки и комплектов поставки (включают программу установки), а также механизм обновления типовых конфигураций, находящихся на поддержке.

·

Раздел 2 Автоматизированная система оперативного учета «1С:Предприятие»

Концепция системы 1С:Предприятие

Концепция системы

1С:Предприятие 8.1 является универсальной проблемно ориентированной системой для автоматизации задач учета, планирования и управления на предприятиях.

Информация, изложенная ниже, представляет собой краткое описание тех понятий системы 1С:Предприятие 8, которыми оперирует пользователь в процессе эксплуатации системы.

Ниже перечисляются базовые (общие) понятия системы 1С:Предприятие 8, которые могут содержать все конфигурации.

Константы. Как правило, константы используются для работы с посто­янной и условно-постоянной информацией, но могут представлять собой и изменяемые данные. В основном это наиболее общая информация об организации, в которой ведется учет: «Наименование предприятия», «Размер НДС», «ФИО главного бухгалтера» и т. д.

Справочники. Предназначены для хранения сведений о множестве однотип­ных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов.

Обычно справочниками являются списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и другие. 1С:Предприятие 8 поддерживает работу с иерархическими и подчиненными справочниками.

Перечисления. Перечисления используются в системе для описания наборов постоянных (не изменяемых пользователем) значений.

Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), тип учредителя (юридическое лицо, физическое лицо), типы сотрудников предприятия (штатный, совместитель) и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: