В первой половине ХIХ века

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ТЕАТР России

Небывалый патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 г. способствовал усилению национального объединения, росту национального самосознания. В обществе нарастали оппозиционные настроения по отношению к крепостничеству и самодержавию. У декабристов они выражались в революционном духе, у западников и славянофилов – в либеральном. Но и те и другие, выступая против самодержавия и крепостничества, выдвинули общенациональные задачи, способствовали становлению национального самосознания.

На арену общественной жизни выходят новые общественные силы – разночинцы, внесшие неоценимый вклад в развитие отечественной культуры, в осознание единства русской и мировой культуры.

Страх перед проснувшимся самосознанием народа, сокрушившего Наполеона, но оставшегося в состоянии позорного рабства, заставил Александра I отказаться от либеральных проектов реформ, намеченных в начале его царствования, и перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев. Аракчеевщина стала губительной для всей культуры – для просвещения, для науки, для искусства и, конечно, для театра.

На «умственное брожение» в обществе в 30 – 40-е годы самодержавие ответило новой идеологией, выраженной в «формуле»: «православие, самодержавие, народность».

Одним из первых подверг критике официальную идеологию П.Я. Чаадаев и заострил внимание общества на вопросе об исторических судьбах России («Философские письма»). Первое же письмо о философии истории, опубликованное в журнале «Телескоп», вызвало яростную реакцию: журнал был закрыт, его редактор сослан, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Он считал, что Россия в своем культурном развитии должна ориентироваться на Запад, но в то же время говорил об особом предназначении уникальной российской «цивилизации». От Чаадаева берут начало славянофилы и западники. Кроме этих течений, в общественной жизни играли заметную роль революционные демократы (декабристы, А.И. Герцен, В.Г. Белинский).

Важнейшим явлением культурной жизни предреформенной России была литература. В первой половине ХIХ века активно шел процесс смены художественных направлений: на смену классицизму приходил сентиментализм, романтизм, а к середине века утверждается реализм.

Романтизм порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части общества положением дел в стране. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности. Романтизму присуще изображение сильных страстей, одухотворенной природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация национального прошлого.

Две тенденции в романтизме – прогрессивный и консервативный – отразились и в русском искусстве, как и в европейском. В литературе представителями первой тенденции были К.Ф. Рылеев, декабристы, М.Ю. Лермонтов, молодой А.С. Пушкин. Вторую тенденцию выражал В.А. Жуковский, который видел задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств.

А.С. Пушкин – особое явление русской культуры. Его универсализм проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком. В своем творчестве и в высоких идеалах Пушкин принадлежит не только ХIХ веку, он поистине наш современник.

Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры делали ее значительным фактом мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: