Две точки зрения на соотношение экономической эффективности и социальной справедливости

Государственная региональная политика

ЛЕКЦИЯ № 5

Этапы развития современной региональной политики

Первый этап (30-е годы XX в.) – региональные мероприятия проводились в основном в Великобритании и США как часть чрезвычайных антикризисных мер по активному воздействию государства на развитие проблемных районов.

Второй этап (конец 40-х – конец 50-х гг. XX в.) – подъем региональной политики в странах Западной Европы.

Третий этап (конец 50-х – середина 70-х гг. XX в.) – расцвет региональной политики – она становится основным направлением регулирующей деятельности государства.

Четвертый этап – (середина 70-х – начало 90-х годов XX в.) – спад региональной политики, снижение приоритета целей регионального характера в государственном регулировании.

Пятый этап (с начала 90-х годов XX в.) – становление наднациональной региональной политики в рамках крупных макрорегионов мира.

Цели региональной политикипри всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью

Главные экономические цели региональной политики

· оживление производства в депрессивных регионах,

· создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства,

· повышение конкурентоспособности регионального производства,

· усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д.

Главные социальные цели региональной политики

  • увеличение занятости,
  • рост доходов населения,
  • улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах,
  • расширение доступности общественных благ и т.д.

Принцип социальной справедливости в региональном аспекте состоит в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания

Стремления к экономической эффективности и социальной справедливости в территориальном развитии страны могут быть как совместимыми, так и конфликтными

· между «территориальной справедливостью» и экономической эффективностью наблюдается обратно пропорциональная зависимость,

· территориальная справедливость приносит не только негативные, но и позитивные эффекты

Институты регулирования регионального развития

· государственные органы исполнительной власти;

· высшие законодательные органы власти;

· консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации;

· государственные корпорации (компании) регионального развития;

· координирующие организации-ассоциации.

Ни в одной стране нет монополии какого-либо одного центрального государственного органа, ответственного за регулирование регионального развития

· Германия — Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства

· Италия — Министерство по делам регионов

· Испания — Генеральный административный совет по планированию

· Нидерланды — Министерство жилищного хозяйства, физического планирования и охраны среды

· Австралия — Комитет по городам, на который возложены задачи физического планирования

· США — Администрация экономического развития, (Министерство торговли)

· Россия – Министерство регионального развития РФ

· Германия — Комитет по пространственной организации, Конференция министров по пространственной организации, Консультативный комитет по пространственной организации, Агентство по строительству и пространственному планированию

· Франция — Делегация по обустройству территории и региональному развитию (ДАТАР), Межведомственный комитет по обустройству и развитию территории (СИАДТ), Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ), Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ)

· США — Национальная ассоциация региональных советов

· Россия — Совет по изучению производительных сил (СОПС)

Регион р. Теннесси

Главная цель «Администрации долины Теннесси» (TVA) - решение наиболее острых социально-экономических проблем региона и обеспечение условий для его последующего развития

· Германия — Национальная ассоциация муниципалитетов (общин)

· Италия — Постоянный совет регионов и Ассоциация коммун

· Нидерланды — Ассоциация местных органов власти

· Швеция — Ассоциация советов городов и Ассоциация муниципалитетов

Институты регулирования регионального развития

  • государственные органы исполнительной власти;
  • высшие законодательные органы власти;
  • консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации;
  • государственные корпорации (компании) регионального развития;
  • координирующие организации-ассоциации.

Правовая основа государственной региональной политики

· конституция государства;

· специальные законы:

- о разграничении полномочий между центральными, региональными и местными органами управления;

- о бюджетно-налоговом регулировании;

- о региональном стимулировании;

- о правовом режиме особых экономических зон;

- о пространственной организации и др.

 
 


           
   
 
 
   
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: