ЛЕКЦИЯ № 7
Онтологические факторы формирования социальной географии
· общественная потребность в изучении не отдельных составляющих общественной жизни, а всей совокупности процессов социального воспроизводства, особенно в региональном проявлении
· усиление интеграционных процессов, охватывающих все сферы жизнедеятельности людей
· возрастание роли социальной составляющей в воспроизводственных процессах стран и регионов разного таксономического ранга, гуманизация общественного развития
· возрастание роли экологических факторов в развитии общества
· глобализация, обострение глобальных проблем человечества
Гносеологические факторы формирования социальной географии
· созданы методологические основы
· накоплен практический опыт социально-географического описания
Создатели методологических основ отечественной социальной географии:
- И.К.Кирилов,
- В.Н.Татищев,
- М.В.Ломоносов,
- П.И.Рычков,
- К.Ф.Герман,
- К.И.Арсеньев,
- Н.П.Огарев,
- П.И.Кёппен,
- Л.И.Мечников,
- А.И.Воейков,
- П.П.Семенов-Тян-Шанский,
- Н.Н.Баранский,
- Р.М.Кабо
– «Населенность Европейской России в зависимости от причин, обусловливающих распределение населения империи» (СПб., 1871),
– «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (СПб., 1880),
– «Мураевенская волость» (СПб., 1880)
– «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества»
– Город и деревня в Европейской России» (СПб., 1910)
Этапы развития современной отечественной социальной географии
· Первый этап (охватывает предвоенное время и завершается в 1950-е годы). Определенное внимание к социальным аспектам жизнедеятельности человека было заложено в антропогеографии. Отдельные социальные явления и процессы рассматривались в экономико-географических, этногеографических и краеведческих работах. Формировалась географии населения.
· Второй этап (охватывает 1950-70-е годы). Быстрое развитие географии населения, усилением процессов «социологизации» географической науки, институализация социальной географии. В этот период формируются специфические социально-географические научные школы с индивидуальными подходами, методами, концепциями.
· Третий этап (начинается в 1980-е годы и продолжается до конца XX в.). Более четко определяется объектно-предметная сущность научной дисциплины, углубляется содержание социально-географических исследований.
· Четвертый этап (с начала XXI в.). Интенсификация прикладных социально-географических исследований прежде всего по заказам региональных и местных администраций.