Описание блока

Работа с блоками и атрибутами.

Важным инструментом автоматизации процесса разработки чертежей и моделей является использование блоков и внешних ссылок.

Блок - это сложный именованный объект, для которого создается описание, включающее любое количество примитивов текущего рисунка. Блок имеет базовую точку и может применяться для вставки в любое место чертежа, причем в процессе вставки возможен его поворот и масштабирование с различными коэффициентами по разным осям. Блок может содержать атрибуты - переменные надписи, задаваемые пользователем. Примитив, который образуется от операции вставки блока, называется вхождением блока. В рисунке может быть любое количество вхождений одного и того же блока. Внешняя ссылка - это изображение внешнего файла вместе с элементами текущего рисунка, причем файл, на который вы таким образом ссылаетесь, не переписывается в основной рисунок. В результате текущий рисунок может быть насыщен большим количеством внешних изображений новых объектов, но размер текущего файла от этого практически не увеличится. Примитив, образующийся от операции вставки внешней ссылки, будем называть вхождением внешней ссылки или просто внешней ссылкой. Оба упомянутых инструмента являются средством автоматизации труда конструктора и чертежника.

С помощью блоков можно строить однотипные объекты, описывая полностью только один их них, а остальные получая из него вставкой блока.

Внешние ссылки дают возможность пользоваться ранее созданными файлами стандартных графических элементов.

Первый шаг к использованию блока - создать его описание. Для этого нужно определиться, из каких примитивов будет состоять блок и где у него будет базовая точка. Предположим, в нашем рисунке есть полилиния с шириной 1 мм в форме правильного шестиугольника (радиус описанной окружности - 10 мм). Внутри шестиугольника нарисованы два отрезка и касающаяся их окружность радиуса 5 мм. В качестве базовой точки блока возьмем точку центра окружности. Конструируемому блоку дадим имя Element6. На рисунке показаны примитивы, которые будут участвовать в создании блока. Для того чтобы образовать описание блока, нужно применить команду BLOCK (БЛОК). Команде соответствуют кнопка панели инструментов Draw (Рисование) и пункт падающего меню Draw | Block | Make (Рисование | Блок | Создать).

Команда BLOCK (БЛОК) вызывает диалоговое окно (Block Definition (Описание блока). Заполним его поля данными для нашего примера.

В поле раскрывающегося списка Name (Имя) нужно ввести имя создаваемого (или переопре-деляемого) описания блока, в нашем случае - Element6. Имена блоков могут содержать русские и латинские буквы, цифры и отдельные знаки (подчер-кивание, минус и некоторые другие). Все буквы в составе имени системой AutoCAD автоматически переводятся в верхний регистр. Не допуска-ются знак плюс и большая часть других символов, не являющихся буквами и цифрами. Длина имени не должна превышать 255 символов. Если значение системной переменной EXTNAMES равно 0 (а обычное значение - 1), то длина имени блока будет ограничиваться 31 символом, как это было в системе AutoCAD R14. Знак пробела допускается в составе имени в системе AutoCAD, но опыт показывает, что без большой нужды его лучше не употреблять. В качестве заменителя пробела лучше использовать символ подчеркивания. Также с осторожностью применяйте русские имена в английской версии AutoCAD.

Область Base point (Базовая точка) предназначена для задания базовой точки блока (за эту точку блок будет позиционироваться на поле рисунка при вставке). Координаты точки можно ввести с клавиатуры, заполнив поля X, Y и Z. В нашем примере выберите эту точку мышью, для чего нужно сначала нажать кнопку Pick point (Указать точку), что на некоторое время уберет с экрана диалоговое окно Block Definition (Описание блока). Затем нужно с помощью объектной привязки указать точку центра окружности (эту точку мы предварительно решили выбрать в качестве базовой). После указания точки возвращается диалоговое окно, в котором поля X, Y и Z будут отображать координаты выбранной точки.

Область Objects (Объекты) предназначена для того, чтобы указать объекты, включаемые в описание блока. Нажмите кнопку Select objects (Выбрать объекты) или Quick select (Быстрый выбор) и выберите четыре примитива, которые войдут в блок.

Группа переключателей, расположенных под кнопкой Select objects (Выбрать объекты), позволяет задать действие над объектами, включенными в блок, которое будет выполнено после создания описания блока:

  • Retain (Оставить) - сохранить объекты в рисунке в том виде, в каком они были до создания описания блока;
  • Convert to block (Сделать блоком) - заменить указанные объекты на вхождение блока;
  • Delete (Удалить) - удалить объекты из рисунка.

По умолчанию, как правило, предлагается вариант Convert to block (Сделать блоком).

После выбора объектов сообщение No objects selected (Объекты не выбраны) в нижней части области Objects (Объекты) заменяется на сообщение n objects selected (Выбрано объектов), где n - число выбранных объектов. В нашем примере количество выбранных объектов должно равняться четырем.

В области Preview icon (Образец для просмотра) определяется, нужно ли сохранять вместе с блоком растровый образец для операций просмотра. Переключатели этого раздела:

  • Do not include an icon (He включать образец в блок);
  • Create icon from block geometry (Создать образец по объектам блока).

В раскрывающемся списке Drag-and-drop units (Единицы вставки) необходимо выбрать единицы, в которых будет вставляться блок при перемещении в другие рисунки. Обычное значение - Millimeters (Миллиметры).

Поле Description (Пояснение) содержит комментарий к создаваемому описанию блока. Кнопка Hyperlink (Гиперссылка) позволяет связать с блоком гиперссылку.

После нажатия в диалоговом окне кнопки ОК внутри рисунка образуется описание блока с именем Element6. Описание является невидимым компонентом, к которому можно обращаться для операции вставки блока. Если в области Objects (Объекты) выбрать переключатель Convert to block (Сделать блоком), то примитивы, из которых мы составили описание блока, заменились бы на вхождение блока. Вхождение блока (часто его называют просто блоком) в рисунке имеет всего одну ручку, т. к. является единым объектом для операций общего редактирования (стирания, перемещения и т. п.). Блок можно расчленить на примитивы командой EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ).

Вставка блока.

Теперь рассмотрим операцию вставки блока. Для нее используется команда INSERT (ВСТАВИТЬ), которой соответствуют кнопка групповой кнопки панели инструментов Draw (Рисование) и пункт Block (Блок) падающего меню Insert (Вставка). Кроме того, этой команде соответствует аналогичная кнопка панели инструментов Insert (Вставка).

На кнопке в правом нижнем углу стоит черный треугольник - это означает, что кнопка групповая и если нажать левой кнопкой мыши на такую кнопку и не отпускать ее, то раскроется ряд кнопок, объединенных в одну группу (все эти кнопки входят также в панель Insert (Вставка). Первая из кнопок этой группы соответствует команде INSERT (ВСТАВИТЬ).

Отпустите левую кнопку мыши в тот момент, когда указатель будет находиться на кнопке Insert Block (Вставка блока) . В этот момент начнет работать команда INSERT (ВСТАВИТЬ), которая вызывает диалоговое окно Insert (Вставка блока). Данное окно позволяет вставлять в текущий рисунок описанные в нем блоки (а также файлы из других рисунков). В раскрывающемся списке Name (Имя) нужно выбрать имя вставляемого блока. По умолчанию в данном поле обычно высвечивается имя последнего вставленного блока. В нашем примере высвечивается имя Element6, потому что это единственный описанный блок рисунка. Кнопка Browse (Обзор) используется для выбора файла, если данное диалоговое окно было открыто для вставки файла. В этом случае параметр Path (Путь) отобразит полный путь к файлу, который вы выберете для вставки.

В области Insertion point (Точка вставки) нужно задать точку текущего рисунка, в которую будет помещена базо-вая точка бло-ка. Если уста-новить флажок Specify On-screen (Ука-зать на экра-не), то после закрытия окна точка вставки будет отдельно запрошена системой. Если этот флажок сброшен, то для ввода доступны поля X, Y и Z, в которых нужно заполнить координаты точки вставки. Чаще всего используется указание точки на экране. Для двумерных чертежей параметр поля Z задается нулевым.

Область Scale (Масштаб) предназначена для ввода по каждой из трех осей масштабных коэффициентов, с которыми блок будет вставляться на поле рисунка. Если все три масштабных коэффициента (по осям X, Y и Z) равны 1, то блок будет вставлен с теми же размерами, какие были у объектов, использованных в описании блока. Если по какой-то оси масштабный коэффициент меньше 1, то блок при вставке сжимается вдоль по этой оси, если больше 1 - растягивается с данным коэффициентом по этой оси. Масштабные коэффициенты могут быть и отрицательными (тогда изображение блока по этой оси переворачивается). Установленный флажок Specify On-screen (Указать на экране) означает, что вместо масштабных коэффициентов можно будет по закрытии окна указать трехмерную точку, три коорлшаты смещения (в миллиметрах) которой от точки вставки блока станут тремя коэффициентами масштабирования блока. Если установлен флажок Uniform Scale (Равные масштабы), то поля Y и Z становятся недоступным (т. е. гасятся), а значение, заданное в поле X, становится значением масштабных коэффициентов по всем трем осям.

В области Rotation (Угол поворота) задается угол поворота блока относительно точки вставки (положительные значения - при повороте против часовой стрелки). Если значение угла поворота будет равно нулю, то блок не поворачивается. Установка флажка Specify On-screen (Указать на экране) означает, что после закрытия диалогового окна угол будет указан мышью. Поле Angle (Угол) используется для задания угла числом с помощью клавиатуры.

Последний флажок - Explode (Расчленить), расположенный в правом нижнем углу диалогового окна Insert (Вставка блока), - предназначен для расчленения блока сразу после его вставки. В этом случае изображение блока вставляется с заданными параметрами масштабных коэффициентов и угла и тут же раскладывается на отдельные примитивы. Изображение вставленного блока при этом уже не будет единым объектом (т. е. не будет вхождением блока).

После задания всех параметров необходимо закрыть диалоговое окно Insert (Вставка блока) с помощью кнопки ОК. Если вы в области Insertion point (Точка вставки) установили флажок Specify On-screen (Указать на экране), то после закрытия диалогового окна Insert (Вставка блока) система AutoCAD выдает запрос: Specify insertion point or [Scale/X/Y/Z/Rotate/PScale/PX/PY/PZ/PRotate]: Точка вставки или [Масштаб/X/Y/Z/ПОворот/ПМасштаб/ЛХ/ПУ/Пг/ ППоворот]:

Если в этот момент перемещать курсор по графическому экрану, то вместе с перекрестием, указывающим на базовую точку блока, начинает перемещаться изображение блока в натуральную величину.Вы можете либо указать точку вставки блока (в данную точку будет помещена базовая точка блока и относительно нее будут выполнены масштабирование и поворот), либо выбрать одну из опций. Напомним, что везде, где вам предстоит выбор из нескольких опций, вы можете для облегчения выбора вызвать контекстное меню с помощью щелчка правой кнопки мыши внутри графического экрана. Первые пять опций позволяют задать параметры вставки блока в наиболее удобной для пользователя последовательности: Scale (Масштаб) - ввод единого масштабного коэффициента по всем трем осям; X (X) - ввод масштабного коэффициента по оси X; Y (Y) - ввод масштабного коэффициента по оси Y; Z (Z) - ввод масштабного коэффициента по оси Z; Rotate (Поворот) - ввод угла поворота блока.

Еще пять опций являются не параметрами вставки блока, а параметрами слежения при перемещении блока вместе с курсором по полю рисунка. Это полезно, когда блок имеет достаточно большие размеры и перемещение его с размерами по умолчанию (т. е. когда масштабные коэффициенты по всем осям равны 1, а угол поворота равен 0) не дает возможности зрительно оценить его будущее положение на чертеже. Опции слежения следующие: PScale (ПМасштаб) - ввод единого масштабного коэффициента перемещения для всех трех осей; РХ (ПХ) - ввод масштабного коэффициента по оси X для перемещения; PY (ПУ) - ввод масштабного коэффициента по оси Y для перемещения; PZ (F1Z) - ввод масштабного коэффициента по оси Z для перемещения; PRotate (ППоворот) - ввод угла поворота блока при перемещении.

Если вы начали на экране с указания точки вставки, то следующий запрос системы будет таким (он будет пропущен, если в диалоговом окне уже были определены масштабные коэффициенты вставки): Enter X scale factor, specify opposite corner, or [Corner/XYZ] <1>: Введите масштаб по оси Х, укажите второй угол или [Угол/XYZ] < 1 >:

Если ввести ненулевое число, то оно будет воспринято как масштабный коэффициент по оси X.

Если указать точку, то координаты ее смещения в миллиметрах от точки вставки будут взяты в качестве масштабных коэффициентов по всем осям. Например, если вторая точка смещена от точки вставки на 6,2 мм по оси X, на 3,97 мм по оси Y и на 0 мм по оси Z, то в качестве масштабных коэффициентов будет принята следующая тройка чисел: 6.2, 3.97, 1.0. Таким образом, нулевое значение по оси Z заменится на значение по умолчанию, т. е. на 1.

Опция Corner (Угол) запрашивает вторую точку и работает аналогично предыдущему случаю.

Опция XYZ запрашивает масштабные коэффициенты вставки.

После указания масштабных коэффициентов выдается заключительный запрос на угол поворота блока относительно точки вставки: Specify rotation angle <0>: Угол поворота <0>:

На рисунке показан блок Element6, вставленный несколько раз с разными углами поворота и различными масштабными коэффициентами.

Если перед именем команды вставки добавить знак минус (-INSERT (-ВСТАВИТЬ)), то команда вставки будет работать в режиме командной строки, т. е. без диалогового окна. Первый запрос, который она выдает, -это запрос имени вставляемого объекта: Enter block name or [?] <ELEMENT6>: Имя блока или [?] <ELEMENT6>:

В качестве значения по умолчанию в скобках предлагается имя предыдущего вставленного блока. Нужно либо согласиться со значением по умолчанию, нажав клавишу <Enter>, либо ввести имя другого блока, или знак вопроса для просмотра списка имен блоков, описанных в текущем рисунке. После указания имени блока остальные запросы команды вставки совпадают с рассмотренными ранее.

Есть еще одна команда вставки блока, которую можно выполнить из командной строки. Это команда MINSERT (МВСТАВИТЬ). Она вставляет блок в одну точку, а затем копирует его как элементы прямоугольного массива (аналогично команде ARRAY (МАССИВ)). Команда MINSERT (МВСТАВИТЬ) сначала выдает такие же запросы, как и команда INSERT (ВСТАВКА), но затем появляются дополнительные: Enter number of rows (---) <1>: Число рядов (---) <1>:

Нужно задать число рядов (строк) в будущей прямоугольной матрице из вхождений блока. Enter number of columns () <1>: Число столбцов () <1>:

Здесь требуется указать количество столбцов. Enter distance between rows or specify unit cell (---): Расстояние между рядами или размер ячейки (---):

В этом случае, если ввести число, то оно будет воспринято как расстояние между рядами, а если ввести точку, то координаты ее смещения относительно точки вставки блока станут расстоянием между рядами и расстоянием между столбцами. Если задано только одно число (т. е. расстояние между рядами), то выдается следующий запрос: Specify distance between columns (


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: