Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно - графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы - это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Материализованная сторона приема - это внешние проявления, когда школьники, читают, говорят, чертят, пишут, рисуют. Будучи материализованными, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия, которые осуществляются в органической связи с приемами учебной работы и составляют их внутреннюю идеальную сторону. Осуществляя внешние материализованные действия, ученик осуществляет и умственную работу.
За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности. В систему приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания.
Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием - синтез. Это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними). Реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классификацией. Сравнение - это установление общего и различного. При сравнении учащиеся лучше устанавливают черты различая и сходства; легче определяют особенное и общее; сходство четче видят на фоне различий. При выяснении сущности понятий применяется прием доказательства. Для доказательства какого-либо положения, высказанного как тезис, подбираются аргументы. Каждый аргумент призван обосновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.
К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Ученики анализируют тексты учебников, составляют планы и конспекты. По тексту учебника можно предложить составить разнообразные виды таблиц.
Используя учебник, школьники сравнивают исторические события, явления, процессы, привлекаются документы, иллюстрации, схемы, диаграммы и т.п. учебника, приводят доказательства своих аргументов, объясняют новые понятия, формулируют самостоятельные выводы, решают познавательные задачи и т.д.