Лекция 5 основная часть художественного произведения

Во всех приведенных случаях лирический герой, пытаясь устранить противоречивость своего переживания, выталкивает содержащееся в нем противоречие вовне, т. е. расщепляет переживание на два внешних по отношению друг к другу образа.

Стоило вступить вместе с Ним в Ее удивительный лес - и задрожали ветки, всполошились птицы. Безусловно, Она очаровательна: чиста, застенчива, поэтична. Но в этой красоте не обошлось без изъяна. Нежный волшебный мир - только ли Ее заслуга? Не скрывая своего восхищения, Он все же вынужден отметить, что лес не просто девственный, но дикий, застенчивость, такая понятная и потому простительная для девушки, переросла свои нормальные рамки и превратилась в безотчетный страх перед новой, неизведанной жизнью, в страх, ставший хозяином Ее мира, сделавший Ее пленницей в собственном лесу, приковавший к привычному окружению так, что захочешь - не уйдешь.

    Почему всё не так?.. Из-за своей внутренней противоречивости исходный художественный образ еще в экспозиции расщепляется на два противоречащих друг другу образа, подающих одну и ту же тему совершенно по-разному. Так внутреннее противоречие становится внешним.     Итак, исходный художественный образ содержит в себе несовместимые черты. Из-за этой внутренней противоречивости еще в экспозиции он расщепляется на две противоречащие друг другу части - на два образа, подающих одну и ту же тему совершенно по-разному. Так внутреннее противоречие переходит во внешнее. В песне "Он не вернулся из боя" мы видим раздвоение мира, переживаемого героем, на совершенно необычный ("все не так") и совершенно обычный ("все, как всегда"); в стихотворении "Я вас любил…" раздваивается восприятие героем собственной любви: с одной стороны, она ушла, с другой - осталась; в "Лирической" Ее хрупкому, пугливому миру Он противопоставляет свой мир - мир человека, целиком отдавшегося нахлынувшей любви и готового ради нее переплыть моря и свернуть горы:
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, Пусть дождем опадают сирени - Все равно я отсюда тебя заберу Во дворец, где играют свирели.
  1. Роль основной части художественного текста
  2. Борьба противоположностей
  3. Движение эмоциональных планов
  4. Балансировка противоположностей

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: