Законы "появляются на свет" и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности - правотворчества (законотворчества).
Правотворчество (законотворчество) - это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс право образования, в результате которой приобретает юридическую сипу и вступает в действие закон.
Главное звено в правотворчестве (законотворчестве) - принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом - документом, имеющим высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь закон принимается непосредственно народом.
Основными правотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются:
1) законодательная инициатива, т.е. официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании
|
|
2) решение компетентного органа о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта,
3) внесение законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д. чтения ("чтение закона" означает обсуждение и. поэтапное принятие его, "первое чтение" - принятие проекта в принципе, как основы будущего закона, "второе чтение" - принятие проекта как закона, "третье чтение", т.е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки),
4) принятие законопроекта (обычно в результате "второго чтения" и "третьего чтения"); в соответствии с действующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются в одобрении верхней палатой - Советом Федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации - а это должно быть, сделано в течение пяти дней после принятия - не был - в течение четырнадцати дней рассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа).
|
|
5) Особой стадией после принятия закона является, его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адресатов). При этом согласно Конституции, опубликование законов обязательно. Это значит, - что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции, "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ст. 15).