Понятие и структурные элементы системы права.
Система права
В юридической литературе утвердилось мнение, что система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременноих разделение на соответствующие отрасли и институты. При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений.
Системное устройство права означает, что оно представляет целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично "включить" его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип позволяет правильно истолковать и применить норму права). Влияет она и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.
|
|
Черты системы права:
· ее первичным элементом выступают нормы права, которыеобъединяются в более крупные образования — институты, отрасли, отрасли;
· ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
· она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
· имеет объективный характер, ибо зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Понятие "система права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые упорядочивает право. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового, семейные— семейно-брачного права.
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
|
|
1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим.
Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
· императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
· диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
· поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
· рекомендательный — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.