Понятие и основные черты государственного органа

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Правовой статус Российской Федерации определяется Конститу­цией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется, следующими чертами:

1. является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, ис­полнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

2. имеет свою Конституцию;

3. территориальное единство.

4. единое гражданство.

5. наличие общих для всей Федерации органов государственной власти.

6. наличием единой федеральной системы права

7. собственности Российской Федерации.

8. право внешних сношений с ино­странными государствами

9. государственный язык.

10. государственные символы — Государст­венный флаг, Государственный герб и Государственный гимн,

11. Российская Федерация имеет свою столицу;

12. предмет ведения Российской Федерации,

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в насто­ящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республи­ка, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Се­верная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики (ч. 1 ст. 65 Конституции).

Эти республики существенно отличаются друг от друга по разме­ру территории, численности населения и по другим показателям.

Республика в составе Российской Федерации — это демократичес­кое правовое государство, созданное в рамках России.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики опре­деляется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституци­онно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Россий­ской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика:

1. является государством в составе Федерации,

2. свою территорию.

3. конституционно-правовую систему,

4. систему своих органов государственной власти

5. наличием республиканской собственнос­ти

6. вправе уста­навливать свои государственные языки.

7. обладают междуна­родной правосубъектностью.

8. право на государственную символику, вклю­чающую государственный герб, государственный флаг, государствен­ный гимн, а также право иметь столицу.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредст­вом государственных органов. Органы государства — это один из ка­налов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осу­ществляет свою власть. Органы государства характеризуются следу­ющими основными чертами.

- Каждый государственный орган наделен государственно-власт­ными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предостав­ленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

- Каждый государственный орган образуется в установленном го­сударством порядке. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государ­ственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96 Конституции).

- Каждый государственный орган уполномочивается государством
осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ
(ст. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

- Каждый государственный орган действует в установленном
государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется феде­ральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавли­вается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

- Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федера­ции. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государствен­ной власти.

Все государственные органы образуются в установленном государ­ством порядке и представляют часть единой системы органов госу­дарственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы го­сударственной власти ее субъектов, а также ряд других государствен­ных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Рос­сийской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов России проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная ор­ганизационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федера­ции усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предме­там совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации фе­деральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной влас­ти в Российской Федерации.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государ­ственная Дума), Правительство РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов государственной власти Российской Федера­ции состоит из органов нескольких видов. Каждый из этих видов ор­ганов представляет собой фактически подсистему единой системы го­сударственных органов РФ, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в каче­стве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции, обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельнос­тью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с орга­нами которой он связан наиболее тесно.

Президент занимает в системе федеральных органов государствен­ной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей из власти — законодательную, исполнительную, судебную.

Порядок выборов Президента определяется Конституцией Россий­ской Федерации (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом «О вы­порах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.

В соответствии с Конституцией Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью воспрепят­ствовать формированию несменяемых управляющих лиц. Конститу­ция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на долж­ности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очеред­ного.

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Фе­дерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на ко­торый был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.

Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают пол­номочия Президента.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избира­тельному округу, включающему всю территорию России.

Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избира­тельное объединение, избирательный блок и непосредственно изби­ратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого канди­дата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов требуемого общего числа подписей.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при го­лосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голо­сов, поданных против всех кандидатов.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собра­ния, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, област­ные собрания и другие законодательные органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области и автоном­ных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют сис­тему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер, Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом РФ является Федеральное Собра­ние Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дейст­вующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Органы исполнительной власти. К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации — пре­зиденты и главы администраций субъектов Федерации, их правитель­ства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, воз­главляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо об­разуются (назначаются) соответствующими руководителями испол­нительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид госу­дарственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обес­печивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов субъ­ектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и норматив­ных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнитель­ной власти.

Органы исполнительной власти по территории деятельности под­разделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. Федеральные органы — это Правительство РФ, федеральные минис­терства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъ­ектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подраз­деляются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многи­ми отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами испол­нительной деятельности. К первым из них относятся, например, Пра­вительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства (государственные комитеты), иные ведомства Федера­ции и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по ха­рактеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осу­ществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, — ми­нистерства, вторые — главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные — это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти. Одной из разновидностей государственной власти является судеб­ная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие пред­ставляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, свя­занных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными ор­ганами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом про­цессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, от­ражающих сущность и задачи демократического правового государст­ва и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном кон­ституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

Один из важнейших принципов — осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции). Это означает, что в Россий­ской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государ­ственных или иных органов, которые располагали бы правом рассмат­ривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела, подлежа­щие по закону судебному разбирательству.

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Вер­ховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные ар­битражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституци­онные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих орга­нов является осуществление судебной власти посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осущест­вляющим судебную власть посредством конституционного судо­производства, является Конституционный Суд Российской Феде­рации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осу­ществляющим в предусмотренных федеральным законом процессу­альных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъ­яснения по вопросам судебной практики, является, согласно Консти­туции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судеб­ным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рас­сматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в пред­усмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб­ный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам су­дебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Носителями судебной власти в Российской Федерация являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полно­мочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации назначаются Советом Федерации по представлению Президен­та РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура Российской Федерации. Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинени­ем нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокуро­ру Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, органами военного управле­ния, органами контроля, их должностными лицами, а также соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры при­нудительного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рас­смотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является органом защиты прав потер­певшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в пра­вотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождаются от долж­ности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Про­куроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назнача­ются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федераций определяются Федеральным законом «О про­куратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: