Представительный орган местного самоуправления является выборным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Он формируется из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации и выступает важнейшим из субъектов права нормотворческой деятельности[47].
Правовой статус представительного органа местного самоуправления определяется Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В новом Федеральном законе законодательно закрепляются следующие нормы:
- наличие выборного органа местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (ч.2 ст.34);
|
|
- порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность представительного органа определяется Уставом муниципального образования (ч.3 ст. 34);
- наименование муниципального органа в соответствии с законом субъекта РФ с учетом национальных, исторических и иных местных условий (ч.3 ст.34).
С учетом национальных, исторических и иных традиций в Российской Федерации представительные органы получили название: муниципальный Совет; Городское собрание; Земское собрание; Дума.
Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляется сходом граждан.
Федеральный закон 2003 года устанавливает минимальный численный состав депутатов представительного органа поселения в зависимости от численности населения:
7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;
15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;
20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;
25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;
35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, а на внутренне городской территории города Федерального значения – менее 10, при этом верхний предел численности депутатов закон не ограничивает.
Так, согласно уставу муниципального образования «Город Челябинск» (2005г.) численный состав городской думы – 37 депутатов, избираемых на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования (ст.25).
|
|
Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает две схемы:
а) депутаты избираются населением по обычной схеме, однако число депутатов от одного поселения не может превышать общего числа депутатов представительного органа муниципального района. Это ограничение препятствует доминированию центрального поселения в принятии решении, касающихся всех жителей муниципального района;
б) представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых с равной нормой от каждого поселения, независимо от численности населения. Недостатком этой схемы является фактическое отстранение населения от формирования представительного органа и нарушение норм равного представительства граждан в выборном органе.
Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут быть переданы исполнительным органам власти.
К исключительному ведению представительного органа муниципального образования относятся:
- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной (штатной) основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа, а если его численность менее 10 человек, то только один депутат.
Срок полномочий представительного органа определяется уставом муниципального образования, который не может быть меньше 2 и более 5 лет. В настоящее время большинство представительных органов муниципальных образований избираются на пять лет.
Представительный орган в соответствии с федеральным законодательством обладает правами юридического лица.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, который в этом случае входит в состав представительного органа с правом решающего голоса. В случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, председатель представительного органа муниципального образования избирается этим органом из своего состава.
|
|
Если глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, он является председателем представительного органа.
В случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, глава муниципального района исполняет полномочия его председателя.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случаях:
- со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске;
- в случае принятия решения представительным органом решения о самороспуске;
- в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования;
- в случае преобразования муниципального образования.
2. Структура представительного органа
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года структура представительного органа муниципального образования определяется депутатами самостоятельно.
Согласно теории управления «структура» означает внутреннее строение представительного органа местного самоуправления и раскрывает взаимодействие составляющих его элементов.
Как правило, представительный орган местного самоуправления включает следующие структурные звенья: руководящие органы и должностные лица (председатель, его заместители, президиум); функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); территориальные органы (депутатские группы); рабочие звенья (секретариат, аппарат). С небольшими изменениями от этой схемы названные подразделения составляют структуру Челябинской городской Думы (рис. 9.1.).