Правовой статус и компетенция представительного органа

Представительный орган местного самоуправления является выборным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Он формируется из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации и выступает важнейшим из субъектов права нормотворческой деятельности[47].

Правовой статус представительного органа местного самоуправления определяется Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В новом Федеральном законе законодательно закрепляются следующие нормы:

- наличие выборного органа местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (ч.2 ст.34);

- порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность представительного органа определяется Уставом муниципального образования (ч.3 ст. 34);

- наименование муниципального органа в соответствии с законом субъекта РФ с учетом национальных, исторических и иных местных условий (ч.3 ст.34).

С учетом национальных, исторических и иных традиций в Российской Федерации представительные органы получили название: муниципальный Совет; Городское собрание; Земское собрание; Дума.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляется сходом граждан.

Федеральный закон 2003 года устанавливает минимальный численный состав депутатов представительного органа поселения в зависимости от численности населения:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, а на внутренне городской территории города Федерального значения – менее 10, при этом верхний предел численности депутатов закон не ограничивает.

Так, согласно уставу муниципального образования «Город Челябинск» (2005г.) численный состав городской думы – 37 депутатов, избираемых на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования (ст.25).

Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает две схемы:

а) депутаты избираются населением по обычной схеме, однако число депутатов от одного поселения не может превышать общего числа депутатов представительного органа муниципального райо­на. Это ограничение препятствует доминированию централь­ного поселения в принятии решении, касающихся всех жителей муниципального района;

б) представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых с равной нормой от каждого поселения, независимо от численности населения. Недостатком этой схемы является фактическое отстранение на­селения от формирования представительного органа и нарушение норм равного представительства граждан в выборном органе.

Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут быть переданы исполнительным органам власти.

К исключительному ведению представительного органа муниципального образования относятся:

- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муниципального образо­вания, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганиза­ции и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия муниципального образования в ор­ганизациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправ­ления;

- контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по ре­шению вопросов местного значения.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной (штатной) основе могут работать не более 10% депутатов от установлен­ной численности представительного органа, а если его численность ме­нее 10 человек, то только один депутат.

Срок полномочий представительного органа определяется уставом муниципального образования, который не может быть меньше 2 и более 5 лет. В настоящее время большинство представительных органов муниципальных образований избираются на пять лет.

Представительный орган в соответствии с федеральным законодательством обладает правами юридического лица.

Организацию деятельности представительного органа муниципально­го образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять избранный на муниципальных выборах глава муни­ципального образования, который в этом случае входит в состав предста­вительного органа с правом решающего голоса. В случае, если указан­ное должностное лицо является главой местной администрации, предсе­датель представительного органа муниципального образования избира­ется этим органом из своего состава.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, он является председателем представительного органа.

В случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, глава муниципального района исполняет полномочия его председателя.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случаях:

- со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске;

- в случае принятия решения представительным органом решения о самороспуске;

- в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования;

- в случае преобразования муниципального образования.

2. Структура представительного органа

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года структура представительного органа муниципального образования определяется депутатами самостоятельно.

Согласно теории управления «структура» означает внутреннее строение представительного органа местного самоуправления и раскрывает взаимодействие составляющих его элементов.

Как правило, представительный орган местного самоуправления включает следующие структурные звенья: руководящие органы и должностные лица (председатель, его заместители, президиум); функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); территориальные органы (депутатские группы); рабочие звенья (секретариат, аппарат). С небольшими изменениями от этой схемы названные подразделения составляют структуру Челябинской городской Думы (рис. 9.1.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: