Теория политических сетей

В демократическом государстве эффективное управление общественными делами предполагает, если не активное участие в процессах управления большинства граждан, то, по крайней мере, минимум понимания и поддержки с их стороны.

Среди концепций, положенных в основу анализа новой роли государства в управлении общественными делами наиболее перспективной является теория политических сетей (policy network).

Положения теории:

1. Эффективное государственное управление не может быть основано на использовании старых принципов деятельности иерархических, бюрократических структур.

2. Теория отвергает и претензии рыночных принципов организации на доминирование в государственном управлении.

3. Государство рассматривается лишь в качестве одного из агентов координации общественных дел.

4. Наряду с ним в новую систему управления попадают бизнес-структуры, ассоциации гражданского общества, местное самоуправление, международные организации.

Возникает разветвленная сеть агентов публичного управления, между которыми устанавливались отношения сотрудничества, содействия, совместной ответственности.

Политические сети обладают рядом характеристик, которые отличают их от иных форм управленческой деятельности.

1) Cети представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество. Такая сеть это - множество разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, которые имеют некоторый общий интерес.

2) Политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися у ее участников ресурсами. Это означает, что существует взаимная заинтересованность участников сети друг в друге и ресурсная зависимость.

3) Важной характеристикой политической сети выступает общий кооперативный интерес. Это отличает данную систему от рынка, где каждый участник преследует свои собственные интересы.

4) При выработке политических решений участники сети не выстраиваются в иерархию, где какая-либо организация имеет преимущество.

5) Сеть — договорная структура, состоящая из набора контрактов, возникающих на основе согласованных формальных и неформальных правил коммуникации.

С точки зрения задач и принципов деятельности РR-структур, теория политических сетей отличается, тем, что:

а) Включенность в государственное управление в качестве равноправных партнеров ряда участников предполагает процессы взаимной коммуникации, истинного диалога. Истинный диалог предполагает, что структуры власти не просто доводит до граждан, их объединений уже выработанные решения и программы, а привлекает объединения и граждан к участию в самом процессе их выработки.

б) взаимодействие властных и общественных структур в процессах государственного управления, решения конкретных задач возможно только на основе доверия, возникающего в процессе совместной деятельности между этими структурами, что в свою очередь предполагает открытость властных структур перед гражданами и их объединениями.

Теория политических сетей реализуется на практике следующим образом:

1) Предварительная проработка решения ведется соответствующими административными структурами.

2) Официальный статус решение приобретает с того дня, когда администрация представляет документ, связывающий ее определенными обязательствами перед гражданами.

3) В этом случае принимается решение о проведении публичного расследования; Это решение немедленно публикуется в газетах, которые способны донести его до заинтересованных лиц и групп населения.

4) В подготовке сообщения для газет, других источников информации, равно как и в отслеживании процесса прохождения сообщений принимают непосредственное участие.

5) Процедура публичного расследования предполагает участие заинтересованных кругов общественности, независимых экспертов; создание специальной комиссии, которая делает вывод: в какой мере предложения общественности, нашли отражение в окончательном проекте решения.

Подобные реально существующие в обществе связи и отношения формируют поле деятельности для цивилизованного РR.

3. Российская почва для PR –деятельности в сфере государственного управления.

В России решающим фактором становления между обществом и государством является изменение природы государства, превращение его в правовое. Конституция ограничивают всевластие государства, задают строго определенные рамки его компетенции.

Важная характеристика государства, определяющая характер его связи с общественностью, — это уровень демократичности.

Фундаментальные позиции, касающиеся проблемы демократии:

1. Существуют не одна, а несколько моделей демократии. Демократия совместима с различающимися культурными стандартами и традициями, но не с любыми из них.

2. Набор экономических и социальных условий, необходимых для успешного формирования демократии (наличие среднего класса, определенный уровень материального достатка и т.д.), не является жестким.

3. Выбор в пользу демократии носит ценностный характер и не может быть аргументирован рационально.

4. В настоящее время, главным врагом демократии становится уже не монархия и олигархия, а формальность и нестабильность самой демократии.

В России. в сознании почти половины граждан две модели поведения по отношению к государству:

1) патерналистская, унаследованная от прошлого;

2) индивидуалистическая, выступающая для большинства как навязанная обстоятельствами жизни, но все-таки принятая.

Самостоятельность, имеющаяся у половины граждан страны, не привела к формированию индивидуализма, сочетающего личный интерес с ответственностью.

Российская модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, выразителем которых выступает государство, но в мягкой форме, с правом личности “быть услышанной” и отстаивать свои интересы.

(наиболее подходящая для России модель управления).

Одна из наиболее важных причин отчуждения граждан от институтов государства это низкий уровень доверия граждан к институтам власти.

Современная российская практика “паблик рилейшнз” весьма противоречива. Это касается не только коммерческих структур, нередко используемых лишь в качестве агентов рекламы.

Существуют противоречия служб “паблик рилейшнз” в органах власти и управления, где под “связями с общественностью” понимается пропаганда успехов администрации.

Каким образом можно минимизировать данное противоречие?

1. Путем четкого разделения функций служб “паблик рилейшнз” с другими структурами органа власти или политической организации.

2. Посредством реализации принципа “взаимной дополняемости”: служба “паблик рилейшнз” работает над программами, не дублирующими действия коллег из других отделов, но находящими свою, особую нишу в системе управления.

3. Путем упреждающего стратегического и тактического планирования деятельности и последующего контроля за достигнутыми результатами.

Демократические преобразования в обществе, изменение политической системы, реформирование государственной службы ставят властные структуры России перед дилеммой: либо они преобразуются под велением времени, либо отторгаются обществом.

Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы “паблик рилейшнз” становятся органичным элементом всей системы государственного, управления, политической структуры общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: