Большой цветовой круг Оствальда
Круг естественных цветов по Гете.
К – красный, КО – красно-оранжевый, О – оранжевый, Ж – желтый, ЖЗ – желто-зеленый, З – зеленый,
СЗ – сине-зеленый, С – синий, СФ – сине-фиолетовый,
Ф – фиолетовый, КФ – красно-фиолетовый.
Все доступные цвета образуются путем смешения трех основных цветов – красного, синего, желтого. Исходя из этого, в круге представлены: СКЖ – первичные цвета, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками на окружности СЗ, СФ, КФ и т.д. – смешанные цвета второго порядка.
Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:
- контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг напротив друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично (например, К и О);
- сочетание цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично.
- сочетание цветов, расположенных в квадратуре, целесообразно для подбора «цветовых аккордов» в два, три или четыре цвета (например, СФ и З, или ЖО и З, или все вместе, или три из них).
Для создания цветовой гармонии очень важно количественно отношение цветов. Оптимальное количественное соотношение Гете вывел на основании светлоты основных цветов.
|
|
Формула гармоничного соотношения размеров цветовых пятен выглядит так: Ж:К:С = 3:6:8.
Теоретик цвета Вильгельм Оствальд предложил другой цветовой круг. Он содержит 24 цвета: лимонно-желтый, желтый, золотисто-желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, киноварно-красный, красный, карминно-красный, пурпурно-красный, пурпурно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синевато-фиолетовый, ультрамариновый, средне-синий, синий, васильково-синий, бирюзовый, цвет морской волны, изумрудно-желтый, сине-зеленый, средне-зеленый, хлорофилловый, желто-зеленый. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга, или три цвета, расположенные под углом 60 градусов.
Не соглашаясь с Оствальдом, Иттен предложил свой вариант. Он расположил цвета так, что диаметрально противоположными оказались пигменты, дающие при смешивании серый цвет, т.е., дополнительные цвета. Этот круг, по мнению Иттена, наиболее удобен для использования в живописи и дизайне.
Цветовые созвучия могут быть построены на основе 2, 3, 4-х и более цветов.
Для 2-х цветов этот круг Иттена позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания – их образуют пары дополнительных цветов, расположенных друг против друга: синий – оранжевый, красный – зеленый, желтый – фиолетовый. Если рассматривать пары цветов различной светлоты, то нужно брать дополнительные цвета, один из которых светлее, а другой темнее спектрального цвета. Например, если используется осветленный красный цвет, то нужно в пару к нему выбрать зеленый, затемненный в той же степени, в какой был осветлен красный.
|
|
В смежных четвертях цветового круга располагаются родственные контрастные цвета. Всего существует 4 группы таких цветов:
- желто-красный и желто-зеленый;
- желто-зеленые и сине-зеленые;
- сине-зеленые и сине-красные;
- сине-красные и желто-красные.
В этих сочетаниях общий цвет и два дополнительных. Например, в первой группе общий желтый и дополнительные: красный и зеленый. Такие сочетания отличаются активностью и эмоциональной сложностью.
Кроме того, гармоничными сочетаниями являются сочетания трех цветов, связанных равносторонними или равнобедренными треугольниками. Самое сильное гармоничное созвучие – ж, к, с. Его можно считать основным. Любой равносторонний треугольник, соединяющий цвета в круге, позволят выбрать гармоничное сочетание, например, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый. Четыре цвета гармонируют, если связаны квадратом (желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый). В этом случае гармонируют две пары дополнительных цветов, расположенных под углом 90 градусов. Всего по кругу можно выбрать три таких аккорда. А так же можно взять две пары дополнительных цветов, соединенных прямоугольником. Например, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, желто-зеленый.
- Типы цветовой гармонии
В дизайне используются различные сочетания цветов. В истории искусства существуют различные типы цветовой гармонии и различное понимание этих гармоний. Основой цветовой гармонии является естественное сочетание цветов, аналогичное спектральному и порядок их соотношения во всех областях природы.
Гете гармоничными называл контрастные цвета, а дисгармоничными – цвета, расположенные рядом в цветовом круге. Немецкие и швейцарские психологи утверждают, что установить правила о безусловной цветовой гармонии невозможно.
Тейлор (теоретик цвета) считает, что гармоничное и дисгармоничное сочетание цветов основывается на физиологических и психических законах, и может выступать как объективно существующие.
Схемы гармонии цветов по Тейлору:
- Монохроматическая гармония.
Основывается на сочетании тонов различной интенсивности и глубины, осветленных и затемненных, нейтрализованных, но принадлежащих одному цвету.
- Аналоговая гармония.
Сочетание 2-х и более сходных цветов и их оттенков. Переход оранжевого в желтый, зеленый с желтоватым оттенком и т.д.
- Контрастная гармония.
Противопоставление цветов друг с другом. Такой тип гармонии зрительно увеличивает и выделяет цвета и предметы. Контрастные хроматические соотношения имеют разную степень предпочтительности, если расположить пары контрастных цветов в порядке ухудшения их восприятия, то наиболее благоприятным сочетанием выступает: синий на белом, а самое неблагоприятное: красное на зеленом.
Цвет | Фон |
| Белый |
| Желтый |
| Белый |
| Белый |
| Красный |
Менее благоприятные сочетания | |
| Желтый |
| Белый |
| Черный |
| Пурпурный |
| Белый |
| Зеленый |
Резкие цветовые контрасты стали характерны для культуры 20-21 века, в результате искусственного создания цветов.
4. Ахроматическая гармония основана на сочетании нейтральных цветов (белого, черного, серого). В отличие от монохроматических сочетаний, ахроматическое сочетание воспринимается лучше. Ахроматические сочетания используются при оформлении стиля деловых бумаг.
5. Многоцветная гармония. Базируется на комбинациях 3-х и более цветов, в такой схеме важен выбор доминирующего цвета. Наиболее эффективная цветовая схема та, где доминирующий цвет будет сочетаться с его монохроматическими оттенками и нейтральным цветом.
|
|