Экологические права и обязанности в Российской Федерации
Экологические права человека — это признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей в процессе взаимодействия с ОС.
Их можно разделить на два вида: основные (конституционные) и иные (неконституционные).
Основные (конституционные) содержатся в ст. 42 Конституции РФ и в свою очередь подразделяются на группы:
I группа — право на благоприятную ОС;
II гр уппа — право на достоверную информацию о состоянии ОС;
III группа — право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением.
Кроме этих можно назвать и другие конституционные права, обеспечивающие эколого-правовой статус человека, они дополняют и обеспечивают реализацию норм ст. 42 Конституции РФ. Так, I группу дополняют следующие основные права: на жизнь (ст. 20), на человеческое достоинство (ч. 2 ст. 21), на труд в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37); II группу: на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24), на получение информации (ч. 4 ст. 29); Ш группу: на социальное обеспечение, пенсию и социальные пособия (ч. 1, 2 ст. 39); на доступ к правосудию (ст. 52); на возмещение вреда (ст. 53).
К иным экологическим правам (неконституционным) относится право
граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОС, закрепленное в ст. 11 Закона ООПС: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Кроме того, в ст. 13 Закона ООПС сказано, что граждане имеют право:
создавать общественные объединения по ООС, фонды и иные общественные формирования в области ООС, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по ООС, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам ООС, требовать их рассмотрения;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС и мерах по ее охране;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на ОС и здоровье человека;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических
лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не за-
прещенными законом.
В зависимости от сфер деятельности можно выделить следующие виды
(средства) защиты ЭП:
• судебную;
• органов исполнительной власти;
• Уполномоченным по правам человека;
• международную.
Экологические обязанности — это надлежащее исполнение экологических требований по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС.
Экологические обязанности человека и гражданина состоят из трех видов:
1) основных, 2) как природопользователей и 3) как пользователей отдельными ресурсами.
К основным (конституционным) обязанностям относятся: сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Экологические обязанности граждан как природопользователей перечис-
лены в Законе ООПС: принимать участие в ООС, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества ОС, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культур у, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Граждане обязаны беречь в пределах разумного отдельные природные ре-
сурсы: землю (ст. 100, 101 ЗК), лес (ст. 79, 83 ЛК), недра (ст. 22 Закона о недрах), воду (ст. 92 ВК, ст. 45, 51, 54 и др. Закона ООПС), животный мир (ст. 40
Закона о животном мире) и др.
Что касается специального статуса, то он может быть включен в экологоправовой статус гражданина, поскольку также состоит из прав и обязанностей, которые распространяются на людей, выполняющих определенные виды деятельности. Так, специальные экологические обязанности установлены:
ст. 75 Закона ООПС для работников — иметь профессиональную эколо-
гическую подготовку;
ст. 53 ЗК для граждан, являющихся собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователя ми и арендаторами, — например, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением.
Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Экологический контроль может быть не только государственным. В соот-
ветствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:
государственный экологический контроль;
производственный экологический контроль;
муниципальный экологический контроль;
общественный экологический контроль.
Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.
Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:
обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных докумен-
тов, в области охраны окружающей среды;
обеспечения экологической безопасности.
Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.
Основные признаки государственного экологического контроля следующие:
1) осуществляется от имени государства;
2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;
3) носит вне и надведомственный характер;
4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;
5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения.
По законодательству РФ общественный экологический контроль может
осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.
Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное пре-
ступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
Объект экологического преступления компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.
Предмет экологического преступления окружающая среда в целом, ее
компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.
Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.
Субъективная сторона как умышленная, так и неосторожная вина.
Кроме уголовной может наступать и административная ответственность. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Ко-
АП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
«Родовым объектом экологических правонарушений выступают общественные
отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности».
Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окр ужающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.
Основные признаки, которые служат разграничением состава администра-
тивного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248,
249, 252 УК и др.).
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине Основы права