Экологическая ответственность: понятие, формы и виды

Экологические права и обязанности в Российской Федерации

Экологические права человека — это признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей в процессе взаимодействия с ОС.

Их можно разделить на два вида: основные (конституционные) и иные (неконституционные).

Основные (конституционные) содержатся в ст. 42 Конституции РФ и в свою очередь подразделяются на группы:

I группа — право на благоприятную ОС;

II гр уппа — право на достоверную информацию о состоянии ОС;

III группа — право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Кроме этих можно назвать и другие конституционные права, обеспечивающие эколого-правовой статус человека, они дополняют и обеспечивают реализацию норм ст. 42 Конституции РФ. Так, I группу дополняют следующие основные права: на жизнь (ст. 20), на человеческое достоинство (ч. 2 ст. 21), на труд в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37); II группу: на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24), на получение информации (ч. 4 ст. 29); Ш группу: на социальное обеспечение, пенсию и социальные пособия (ч. 1, 2 ст. 39); на доступ к правосудию (ст. 52); на возмещение вреда (ст. 53).

К иным экологическим правам (неконституционным) относится право

граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОС, закрепленное в ст. 11 Закона ООПС: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Кроме того, в ст. 13 Закона ООПС сказано, что граждане имеют право:

создавать общественные объединения по ООС, фонды и иные общественные формирования в области ООС, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по ООС, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам ООС, требовать их рассмотрения;

требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС и мерах по ее охране;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на ОС и здоровье человека;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических

лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не за-

прещенными законом.

В зависимости от сфер деятельности можно выделить следующие виды

(средства) защиты ЭП:

• судебную;

• органов исполнительной власти;

• Уполномоченным по правам человека;

• международную.

Экологические обязанности — это надлежащее исполнение экологических требований по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС.

Экологические обязанности человека и гражданина состоят из трех видов:

1) основных, 2) как природопользователей и 3) как пользователей отдельными ресурсами.

К основным (конституционным) обязанностям относятся: сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Экологические обязанности граждан как природопользователей перечис-

лены в Законе ООПС: принимать участие в ООС, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества ОС, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культур у, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане обязаны беречь в пределах разумного отдельные природные ре-

сурсы: землю (ст. 100, 101 ЗК), лес (ст. 79, 83 ЛК), недра (ст. 22 Закона о недрах), воду (ст. 92 ВК, ст. 45, 51, 54 и др. Закона ООПС), животный мир (ст. 40

Закона о животном мире) и др.

Что касается специального статуса, то он может быть включен в экологоправовой статус гражданина, поскольку также состоит из прав и обязанностей, которые распространяются на людей, выполняющих определенные виды деятельности. Так, специальные экологические обязанности установлены:

ст. 75 Закона ООПС для работников — иметь профессиональную эколо-

гическую подготовку;

ст. 53 ЗК для граждан, являющихся собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователя ми и арендаторами, — например, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением.

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Экологический контроль может быть не только государственным. В соот-

ветствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:

государственный экологический контроль;

производственный экологический контроль;

муниципальный экологический контроль;

общественный экологический контроль.

Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных докумен-

тов, в области охраны окружающей среды;

обеспечения экологической безопасности.

Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

Основные признаки государственного экологического контроля следующие:

1) осуществляется от имени государства;

2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит вне и надведомственный характер;

4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может

осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное пре-

ступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Предмет экологического преступления окружающая среда в целом, ее

компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная сторона как умышленная, так и неосторожная вина.

Кроме уголовной может наступать и административная ответственность. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Ко-

АП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

«Родовым объектом экологических правонарушений выступают общественные

отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности».

Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окр ужающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава администра-

тивного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248,

249, 252 УК и др.).


Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине Основы права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: