Юмор и шутка в преподавании

Естественная динамика лекции включает четыре фазы: начало восприятия – 4–5 мин.; оптимальная активность восприятия – 25-30 мин.; фаза усилий – 10-15 мин.; фаза выраженного утомления. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство лектора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д. О допустимости юмора и шуток в лекционном процессе существует две крайние точки зрения:

· “лекция не цирк”, и, следовательно, шутки неуместны;

· шутки и анекдоты - эффективное средство поддержания активного интереса слушателей.

Представляется, что истина здесь, как всегда, находится посередине. Действительно, лекция не цирк, но и слушатели не манекены. Поэтому ее следует делать разумно привлекательной в аспектах, выходящих за рамки научно-технической информации.

Представляется, однако, важным, что подобные “развлечения”, правильнее сказать отвлечения, должны быть уместными, содержательными. “Вставные” анекдоты и остроты в целом неконструктивны и, как показывает опыт, могут даже отвлекать от содержания лекции.

Богатым и конструктивным источником разумного кратковременного отвлечения являются афоризмы Герцена, Чернышевского, Лихтенберга, Болингброка и других мыслителей. Афоризм в отличие от анекдота и простой остроты поражает концентрацией мысли и учит, указывая путь. “Остротами же и причудами, как всеми вещами, способными ржаветь, надо пользоваться с осторожностью” (Г. Лихтенберг).

2.4. Семинарские и практические занятия Семинарское занятие. Семинар развивает творческую активность и самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке и научным исследованиям, помогает связывать научно-практические положения с практической деятельностью. Его можно проводить в виде развернутой беседы по плану, заранее сообщенному студентам, или небольших докладов студентов с последующим их обсуждением. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным положениям. Критериями оценки качества семинарского занятия считают следующие: · целенаправленность – постановка проблемы, стремление связать теоретический материал с практикой; · планирование – выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомство с последними достижениями науки и техники по предмету; · организация работы – умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя; · стиль проведения занятий – оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли; · отношение преподавателя к студентам – уважительное или безразличное, критичное; · управление группой – преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон; · заключения преподавателя – квалифицированные, убедительные или не обогащающие знаний студентов, не содержащие теоретических обобщений. Практическое занятие.Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использовании вычислительной техники, умение пользоваться литературой. Методика проведения практических занятий должна способствовать выработке умений и навыков выполнения расчетов, решения задач, анализа, пользования вычислительной техникой, нормативной и справочной литературой. На практических занятиях студенты должны осваивать именно те методы расчетов, с которыми им придется столкнуться в профессиональной деятельности в качестве конструкторов, технологов, проектировщиков. Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение практических занятий методическими материалами, проверку готовности аудиторий, технических средств обучения. Перед их началом надо ознакомить студентов с целями и задачами занятий, формами отчетности, установить готовность занимающихся к выполнению практических заданий. При объяснении новых задач нужно показывать пути, алгоритмы их решения. Такой подход справедлив для широкого класса практических задач. Студентов нужно учить не только стандартным процедурам, но и в большей степени поисковой деятельности в процессе решения практических задач. В поисковых задачах целесообразно разумно сочетать традиционные и проблемные методы обучения. Современный инженер должен владеть способами и приемами, знать особенности принятия технико-экономических решений, часть из которых, как известно, связана с риском. Примеры самых различных ситуаций с разработкой смелых инженерных задач – хорошая основа практических занятий по специальным дисциплинам. Здесь целесообразно применение деловых игр. Лабораторная работа Цель лабораторной работы - углубленное изучение научно - теоретических основ предмета и овладение современными методами, навыками экспериментирования с применением вычислительной техники, современной аппаратуры, приборов. На лабораторных работах студенты включаются в процесс познания физических, химических и других явлений, принимая непосредственное участие в разного рода опытах и экспериментах. Это позволяет предметно изучать работу машин, приборов, процессов, формировать навыки и умения работы с аппаратурой, сборки и монтажа схем, устройств, пользования измерительной техникой. Тематика лабораторных работ подбирается так, чтобы был охвачен наиболее важный материал курса, для каждой разрабатывают соответствующие методические указания, в которых излагают ее цели и задачи, организацию проведения, указывают необходимое оборудование, приборы, технические средства, перечисляют правила техники безопасности, приводят требования к качеству подготовки отчетов и порядок их защиты.  
                               
                                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: