Исходные данные по маркам автомобилей
Показатели | ЗИЛ-130-80 | КамАЗ-5511 |
Списочное число автомобилей, ед. Общий пробег, тыс. км Грузооборот, тыс. ткм Число ездок, тыс. | 7590,0 19800,0 - | 9207,5 - |
Автотранспортное предприятие работает в районе умеренного климата; II категория условий эксплуатации; пробег автомобилей с начала эксплуатации составляет более половины установленного до первого капитального ремонта (автомобили-самосвалы работают на расстоянии свыше 5 км).
В плане материально-технического снабжения автотранспортного предприятия определяется потребность предприятия в материальных ресурсах в целом на год и с разбивкой по кварталам в следующих направлениях: на осуществление перевозок, ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды, капитальное строительство, внедрение новой техники.
При планировании материально-технического снабжения определяется потребность в автомобильном топливе; автомобильных шинах; в смазочных и обтирочных материалах; запасных частях и материалах; металле (прокат черного и цветного металлов, труб) строительных материалах; оборудовании; вспомогательных материалах (химикаты, спецодежда, мебель и т. д.); котельно-печном топливе; прочих ресурсах. При этом перечисленные первые четыре вида материальных ресурсов используются непосредственно при перевозочном процессе, остальные материалы – на прочие нужды.
Все расчеты ведутся по каждой марке (модели) в отдельности, а затем определяются затраты по автотранспортному предприятию в целом (ниже приведен расчет для автомобиля-самосвала КамАЗ-5511).
1. Норма.расхода топлива для автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 равна 34,0 л на 100 км пробега и 0,25 л на каждую ездку с грузом.
Расход топлива на пробег
О L=34·9207500/100=3130,6 тыс. л.
Расход топлива на ездки
О eг=0,25·776000= 194 тыс. л.
Всего расход топлива на пробег и ездки
Оэкспл =3130,6+194= = 3324,6 тыс. л.
Так как автотранспортное предприятие расположено в зоне умеренного климата, надбавка на зимнее время составит 10%. Среднегодовая надбавка на зимнее время (из расчета 5 зимних месяцев) равна 4,17% (10·5/12). Следовательно, дополнительный расход на работу в зимнее время
Озим =3324,6·4,17/100 =138,6 тыс. л.
Всего расход топлива с учетом зимней надбавки равен 3463,2 тыс. л. (138,6+3324,6).
На внутригаражные разъезды и технические надобности норма расхода топлива составляет 0,5% от общего расхода топлива на пробег и ездки с учетом зимней надбавки.
Расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности
Овг =0,005·3463,2= 17,3 тыс. л.
Общий расход топлива
Отобщ =3463,2+17,3=3480,5 тыс. л.
Общая стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов 7% равна (20·1,07·3480,5)=74482,7 тыс. руб.
2. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы определяются исходя из установленных норм расхода этих материалов и цен:
а) моторные масла: норма расхода составляет 3,2 л на 100л топлива; общий расход равен 111,4 тыс. л (3480,5/100·3,2); цена за 1 т – 27000 руб., общая стоимость – 2740 тыс. руб. (27000·111400/ 1000·0,91);
б) трансмиссионное масло: норма расхода – 0,4 л на 100 л топлива; общий расход равен 13,9 тыс. л (0,4·3480,5/100); цена за 1 т – 23000 руб., общая стоимость равна 2900 тыс. руб. (23000·13900/1000·0,91;)
в) консистентная смазка: норма расхода – 0,3 кг на 100 л топлива; общий расход равен 10,4 тыс. кг (0,3·3480,5/100); цена за 1 т – 21500 руб.; общая стоимость – 200 тыс. руб. (21500·10400/100х0.91). Плотность для смазочных материалов для перехода от величины объема к массе – 0,91 г/см3;
г) керосин: норма расхода составляет 0,5% от массы расхода топлива, общий расход керосина равен 14,4 т (0,5·2871,4/100); цена керосина 8000 руб. за 1 т; общая стоимость керосина равна 120 тыс. руб. (8000·14,4);
д) обтирочные материалы: норма расхода обтирочных материалов – 25 кг на один списочный автомобиль; общий расход обтирочных материалов составит 6250 кг (25·250); цена обтирочных материалов равна 50 руб. за 1 кг; общая стоимость обтирочных материалов равна 310 тыс. руб. (50·6250).
Итого затраты на смазочные и обтирочные материалы составят 2740+2900+200+120+310=3660 тыс. руб.
С учетом транспортно-заготовительных расходов (7%) общая стоимость смазочных и прочих эксплуатационных материалов равна (3660·10,7)=3920 тыс. руб.
3. Затраты на запасные части и материалы для технического обслуживания и ремонта определяются на основании норм, установленных на 1000 км пробега для данной марки подвижного состава, с учетом корректировки. Для КамАЗа-5511 эти нормы равны: запасные части – 910 руб. на 1000 км, материалы – 950 руб. на 1000 км. Результирующий коэффициент корректировки расхода запасных частей К=К1К2К3=1,1·1,2·1,0=1,32. Общие затраты на запасные части составят 11060 тыс. руб. (910·1,32·9207500/1000).
Норма затрат на материалы для II категории условий эксплуатации принимается с коэффициентом 0,92. Общие, затраты на материалы составят 8047 тыс. руб. (950·0,92·9207500/1000).
Итого затраты на запасные части и материалы составят 19107 тыс. руб. (11060+8047).
4. При определении затрат на автомобильные шины рассчитывается число комплектов шин, определяется общая стоимость шин. Число комплектов шин Аш= 9207500 ·10/70000= 1315.
Общая стоимость шин с учетом транспортно-заготовительных расходов 7% равна 5269,4 тыс. руб. (3745·1,07·1315).
Аналогичные расчеты производятся по марке ЗИЛ-130-80.
Результаты вычислений сводятся в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Показатели | Марка автомобиля | Всего по автотранспортному предприятию | |
КамАЗ-5511 | ЗИЛ-130-80 | ||
Топливо | |||
Общий пробег, тыс. км | 9207,5 | 7590,0 | 16797,5 |
Грузооборот, тыс. ткм | - | 19800,0 | 19800,0 |
Количество ездок, тыс. ед. | 776,0 | - | 776,0 |
Норма расхода топлива, л: на 100 км пробега на 100 ткм на одну ездку | 34,0 - 0,25 | 31,0 2,0 - | - - - |
Расход топлива, тыс. л: | |||
на пробег | 3130,6 | 2352,9 | 5483,5 |
на транспортную работу | - | 396,0 | 396,0 |
на ездки | 194,0 | - | 194,0 |
на пробег, транспортную работу и ездки | 3324,6 | 2748,9 | 6073,5 |
на зимнее время | 138,6 | 114,6 | 253,2 |
Продолжение табл. 3.5
с учетом надбавки на зимнее время | 3463,2 | 2863,5 | 6326,7 |
на внутригаражные разъезды и технические надобности | 17,3 | 14,3 | 31,6 |
Общий расход топлива, тыс. л | 3480,5 | 2877,8 | 6358,3 |
Общая стоимость топлива, тыс. руб. | 74482,7 | 57556,0 | 132038,7 |
Смазочные и обтирочные материалы | |||
Моторные масла | |||
Общий расход, тыс. л | 111,4 | 69,0 | 180,4 |
Общая стоимость, тыс. руб. | |||
Трансмиссионное масло | |||
Общий расход, тыс. л | 13,9 | 8,6 | 22,5 |
Общая стоимость, тыс.руб. | |||
Консистентная смазка | |||
Общий расход, тыс. кг | 10,4 | 5,8 | 16,2 |
Общая стоимость, тыс. руб. | |||
Керосин | |||
Общий расход, т | 14,4 | 11,0 | 25,4 |
Общая стоимость, тыс.руб. | |||
Обтирочные материалы | |||
Общий расход, тыс. кг | 6,25 | 5,0 | 11,25 |
Общая стоимость, тыс. руб. | |||
Всего затрат на смазочные и обтирочные материалы, тыс.руб. | |||
Всего затрат с учетом транспортно-заготовительных расходов, тыс.руб. | |||
Запасные части и материалы для ТО и ремонта | |||
Норма расхода запасных частей, руб./1000 км | - | ||
Норма расхода материалов, руб./1000 км | - | ||
Общий расход запасных частей, тыс. руб. | |||
Общий расход материалов, тыс. руб. | |||
Всего затрат на запасные части и материалы, тыс. руб. | |||
Автомобильные шины | |||
Общая потребность в шинах, компл. | |||
Общая стоимость шин с учетом транспортно-заготовительных расходов, тыс. руб. | 5269,4 | 2608,7 | 7878,1 |