Тема 10. Учет затрат на турпродукты

Цель лекции – изучение учета затрат на турпродукты и принципов калькулирования

Ключевые слова – затраты, себестоимость продукции, накладные расходы, незавершенное производство, статьи калькуляции.

Основные вопросы:

1. Затраты и их классификация

2. Учет затрат на турпродукты

3. Калькулирование себестоимости турпродуктов.

4. Расходы на новые туры

1. Важным моментом системы учета является рассмотрение процесса учета затрат. В ходе учетного процесса объектом учета выступают затраты связанные с выпуском продукции.

Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.

Анализ затрат помогает выяснить их эффективность, установить правильные цены, проверить качественные показатели работы, регулируемость и контролируемость расхода, планировать уровень чистого дохода и рентабельность производства.

В зависимости от того, выступает туристическое продукт в качестве турагента или туроператора, состав турпродукта будет оформлятся по разному.

Состав затрат, включенных в состав турпродукта, регистрируется МСФО 2 «Запасы».

Себестоимость турпродукта представляет собой стоимость оценку использованных в процессе производства прподных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов.

В производсвтенне средства турпродукта включаются затраты, подразделяемые на:

Для правильной организации учета затрат большое значение имеет их экономически обоснованная классификация, которая производится по следующим признакам:

1) В зависимости от способа включения в себестоимость продукции:

§ под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов турпродукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции;

§ под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с хозяйственной деятельностью турфирм или с производством нескольких видов продукции, включаемые в себестоимость продукции через их распределение.

2) В зависимости от объема производства:

§ постоянными называются затраты абсолютная величина которых не зависит от изменения объема турпродукции.

§ переменные затраты размер которых находится в прямой зависимости от уровней производственной деятельности.

3) В зависимости от включения в себестоимость продукции:

§ производственные – это материализованные затраты, которые можно инвентаризовать;

§ внепроизводственные – это затраты, не подлежащие инвентаризации, которые зависят от длительности отчетного периода.

Согласно МСФО 2 «Запасы» учет производственных затрат должен вестись по экономическим элементам и статья калькулирования.

Таблица 1 - Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькулирования

Экономические элементы Статьи калькулирования
1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) 2. Расходы на оплату труда 3. Отчисления от оплаты труда 4. Амортизация основных средств 5. Прочие расходы 1. Сырье и материалы 2. Оплата труда 3. Отчисления от оплаты труда 4. Накладные расходы

Для определения структуры себестоимости затраты туристской фирмы группируется по следующим экономическим элементам:

1. Элемент «Материальные затраты» включают:

- стоимость покупных материалов, используемых в производстве туристского продукта (специальные бланки – билеты, туристские путевки, ваучеры и т.п.)

2. Элемент «Затраты на оплату труда» включает:

- затраты на оплату труда основного производственного персонала;

- премии;

- другие выплаты в соответствий с законодательством;

3. Элемент «Отчисления от оплаты труда» включает:

- обязательные установленные законодательством отчисления СН.

4. Элемент «Амортизация основных средств» включает:

- сумму начисленной амортизаций основных средств, нематериальных активов.

5. Элемент «Прочие затраты» включают:

- налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления;

- затраты на командировки;

- оплату услуг охраны

-затраты на подготовку и переподготовку кадров

- оплату услуг банков

- оплату услуг связи

- информационные, консультационные и аудиторские услуги, связанные с осуществлением деятельности туристической организаций;

-отчисления в ремонтный фонд по установленным нормативам или текущие расходы на ремонт;

- затраты по страхованию имущества

- затраты, связанные с реализацией туристских продуктов;

- затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений, вычислительной техники;

- затраты на приобретения прав на услуги по размещению, перевозке, питанию и прочих услуг, у сторонних организаций;

- стоимость работы и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, и др.

2.Учет затрат на турпродукты в турорганизациях осуществляются по 2- м схемам:

- «Торговая» схема.

- «Производственная» схема

При этом себестоимость произведенной готовой продукций (турпакета) отражаемой по счету 1320 «Готовая продукция», формируется с использованием счета раздела 8 «Счета производственного учета».

Для учета затрат на производство турпродуктов используется счета 8110 «Основное производство», 8410 «Накладные расходы».

Перечень прямых затрат организаций определяется каждый раз в зависимости от специфики организаций тура организацией. На счете 8110 учитываются следующие затраты по формированию туровкоторые относятся к прямым затратам:

1. Расходы на размещение

2. Транспортные расходы

В рассматриваемой ситуации затраты на перевозку туристов являются частью расходов, связанных с непосредственной деятельностью турфирмы. Соответственно в сумму этих расходов входят и затраты, возникающие по непочредственной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формиования туров, а именно:

· По фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;

· По приобритению блока мест в транспортном средстве (блок – чартер) выполняющем регулярный или чартерный рейс.

Естественно, в том случае, когда турфирма реализует права на невостребованные туристами услуги (в частности, авиабилеты на свободные места на чартерном рейсе), их собственность уже будет входить не в состав туристического продукта, а в качестве расходов по услуге «продажа авиабилетов».

Таким образом в бухгалтерском учете туристической фирмы все затраты по оплате стоимости чартерного авиарейса отражаются аналогично прочим затратам, включаемым в себестоимость туристического продукта.

Дт 8110 Кт 3310 – учтеная стоимость расходов на авиаперевозки.

Однако, при непосредственном формировании стоимости путевки турфирме следует из общей суммы расходов по оплате чартера выделять стоимость мест (авиабилетов), реализованных как отдельные услуги обособленно от туристического продукта. Такое распределения можно осуществить, к примеру методом пропорционального деления стоимости чартера на количество мест (авиабилетов): затраты на оплату чартера; затраты на транспортное обслуживание включены в стоимость путевки (за вычетом стоимости мест, реализованных в свободной продаже); стоимость отдельно реализованных мест.

3. Расходы на о бязательное с трахование – расходы на приобретение у страховых компаний страхового полиса (медицинская страховка) при выезде за рубеж по тарифам уставноленным страховой компанией.

4. Визовое обслуживания – взимаемые с туристов консульский сбор, который турпредприятие обычно не включают в состав турпродукта.

5. Экскурсионное обсулуживание – эти расходы складываются из заработной платы гида, состоящим в штате организации или с которым заключен договор подряда, или экскурсионного бюро.

6. Расходы на питание – стоимость питания может включена в стоимость тарифов гостиницы или в зависимости от условий тура формируется система питания группы.

7. Оплата труда работников» (персонала) – затраты на оплату труда не нормализуются и включаются в состав турпродукта согласно действующему на туристическому предприятию порядку. Это заработная плата менеджеров, формирующих и реализующих туры, гидов, переводчиков, водителей, т.е. тех лиц которые напрямую учатвуют в создании конкретных туров.

8. Отчисление от оплаты труда (социальный налог 11%) – отчисления от оплаты труда работников с вышеуказанной статьи – это социальный налог по ставке 11% на 2010 год.

На формирование туров влияние оказывют и накладные расходы. Накладные расходы - это расходы связанные с формированием нескольких туров. К ним относятся:

§ Затраты на содержание административно – управленческого персонала (АУП) – заработная плата, транспортное обслуживании, отдельные виды связи и т.д.

§ Арендная плата (например, за аренду офиса, транспортных средств и прочие).

§ Расходы на коммунальные услуги и услуги связи;

§ Затраты на маркетинг, в частности, на рекламу, участие в выставках и т.п.;

§ Командировочные расходы;

§ Представительские расходы, связанные с производственной деятельностью по приему и обслуживанию представителей других организаций, в том числе иностранных;

§ Расходы на канцелярские и хозяйственные товары;

§ Расходы на бензин;

§ Налоги и другие отчисления в бюджет;

§ Амортизация основных средств и нематериальных активов;

§ Расходы на текущий ремонт и содержание основных средств;

§ Консультационные, юридические, сертификационные, банковские, информационные и другие услуги;

§ Услуги охранных организаций;

§ Прочие затраты;

Отдельный вопрос при позаказном методе связан с распределением накладных расходов (амортизация, аренда, коммунальные услуги и т.д.) между отдельными заказами, так как сумма этих расходов часто становиться известна после выполнения заказа и после окончания периода.

Для распределения накладных расходов необходимо:

1) Составить прогноз накладных расходов. Расчет прогнозируемой величины накладных расходов делается на основе динамики затрат. Эта операция выполняется для каждого подразделения на предстоящий отчетный период. Затем полученные суммы складываются, в результате чего получается плановая сумма накладных расходов;

2) Выбрать критерий для распределения накладных расходов. Для этого определяют связь между накладными расходами и объемом прямых затрат, используя какой – либо из измерителей производственной деятельности. Выбранная база формированным путем связывает накладные расходы, и объем выполненных заказов. Такой базой может быть стоимостный показатель, характеризующею стоимостную оценку отдельных видов прямых затрат – стоимость услуг, заработной платы и т.д. Также могут использоваться натуральные показатели количества человеко – часов основных работников, количество машино – часов;

3) Разделить прогнозируемую на предстоящий период величину накладных расходов на прогнозируемое количественное выражения критерия (часы, тенге или турпродукты). В результате этой операции получают нормативный коэффициент накладных расходов.

Коэффициент включения накладных расходов рассчитывается по формуле:

К =

Накладные расходы в себестоимость туров включаются путем распределения на стоимость отделоьных туров на основе базы, которая указывается в учетной политике. Оптимальной базой для распределения накладных расходов является зараьотная плата относящаяся к прямым затратам.

В стоимость туров так же включаются так называемые затраты по невостребованным услугам, к которым относятся расходы, приобретаемые блоками и партиями:

§ Стоимость фрахтования части или полностью транспортного средства, в частности при формировании чартерной программы учитываются расходы, связанные с обязательными «пустыми» полетами в начале и в конце программы, стоимость наземного обслуживания, аэродромные и прочие сборы. Все эти дополнительные расходы должны быть учтены в стоимости отдельных туров.

§ Единовременнная покупка мест (блок – чартер) на транспортном средстве, выполняющим чартерный рейс.

§ Приобретение пакета услуг и выкуп пакета услуг у гостиниц и прочих организаций, оказывающих услуги по размещению.

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по учету затрат на турпродукты

Хозяйственные операции Дебет Кредит
1.У сторонних организаций приобретены права на получение услуг (размещение, питание, экскурсионное и иное обслуживание и пр.)    
2.Начислена зар. платы производственным рабочим    
3.Отчисления от оплаты труда производственных рабочих    
4.Отражение накладных расходов по формированию туров    
5.Суммирование всех видов накладных расходов    
6.Суммирование всех затрат основного производства    
7.Отражение фактической себестоимости готовой продукций    
11.НДС, подлежащий зачету    
12.Договорная стоимость реализованных турпакетов    
13.Отнесение на затраты себестоимость реализованных путевок    
14.Отражениы расходы периода (административно- управленческие, затраты на реализацию, расходы по процентам) 7110,7210 1310, 3310, 3350
15.Формирование финансового результата    

Учет затрат на турпродукты при журнально-ордерной форме учета осуществляется в журнал-ордере 10.

3. Одной из важнейших задач учета затрат является калькулирование себестоимости продукции.

Калькулирование представляет собой расчеты по определению себестоимости единицы продукции, себестоимость по объекту учета, по видам продукции его строительным подразделениям и процессам, то есть это исчисление себестоимости единицы продукции.

Цель калькуляции – контроль за снижением себестоимости конкретной продукции их рентабельностью; формирование информации для ценообразования и сравнительного анализа себестоимости продукции.

Калькулирование выполняет две основные функции:

- информационную;

- контрольную.

Калькулирование классифицируется по видам следующим образом:

1. По назначению и времени составления делятся на:

1.1. Предварительные калькулирование составляется до изготовления продукции и характеризуют минимально необходимы затраты. К ним относятся:

- плановая калькуляция составляется на планируемый период времени и определяется величина оптимально допустимых затрат на единицу

- проектная калькуляция составляется на вновь осваиваемую продукцию или проект. Используется для разработки цен и в последующем для исчисления себестоимости с целью установления экономической эффективности новой продукции, техники, технологии

- нормативная калькуляция составляется по текущим расходным нормам потребления производственных ресурсов, действующих на определенную дату.

1.2. Исполнительные калькулирования составляется по данным бухгалтерского учета после выпуска продукции. Они отражают фактические затраты.

К ней относится:

- отчетная калькуляция представляет собой расчет фактической себестоимости продукции и изделий на основании учетных данных о фактических затратах. Они служат средством контроля за выполнением плановых заданий по себестоимости.

2. По охвату затрат подразделяются на

Полные – при которой все затраты на производство подлежат полному распределению и включению в себестоимость продукции;

Сокращенное – при которой затраты включаются в себестоимость продукции, только в части переменных затрат, а постоянные затраты вычитаются из финансовых результатов.

3. По характеру производства выделяются

- периодическая – где расчету себестоимости подвергается количество продукции, услуг полученные в производстве за установленный календарный период;

- индивидуальное калькулирование составляется по завершению производства данного продукта или группы продуктов независимо от времени его производства.

Достоверность калькуляции во многом зависит от выбора статей расходов, объектов учета и калькулирования, калькулированных единиц, метод распределения накладных расходов.

Под методом учета затрат на производство и калькулирование понимается совокупность приемов по сбору, группировке в учете информации о производственных затратах и исчислению фактической себестоимости продукции для контроля за расходами предприятия.

Согласно сложившейся практике, объектом калькулирования себестоимости для туристических организаций является отдельный туристский продукт. Это значит что, для туристских компаний свойствен позаказный метод учета затрат

В туристическом бизнесе применяется позаказной метод калькулирования себестоимости.

При заказном методе учета и калькулирования на каждый открытый отдельное карточка по учету затрат. Заказу присваивается шифр или номер, который указывается в первичных документах по учету прямых затрат. Позаказный метод применяется не только компаниями, формирующими групповые туры, но и предоставляющими клиентам индивидуальное обслуживание. Заказ – это заявка клиента на определеннее количество туристов. Себестоимость всего заказа (группы туристов) определяется путем суммирования всех затрат по группе. Для определения себестоимости поездки одного туриста общие затраты на группу делятся на количество туристов в группе. К основным характеристикам метода относятся:

· Концентрация данных о всех понесенных расходах и отнесение их на отдельные туры или маршруты;

· Измерение затрат по каждому туру, а не за промежуток времени.

Технологический процесс и изучение процедуры в показной системе калькулирования отличаются по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют:

· Планирование деятельности в целом в разрезе потоков затрат;

· Карточка регистрации затрат по заказу;

· Производственный график;

· Сбор и распределение затрат

· Подготовка отчетов о себестоимости заказа

· Введение калькуляционных счетов, журналов, книг и других учетных регистров, формирующих структуру учета и его связь с системой калькулирования.

Согласно сложившейся практике, объектом калькулирования себестоимости для туристических организаций является отдельный туристский продукт. В себестоимость туристского продукта включается затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей. При этом прямые затраты учитываются по пунктам установленных статей калькуляции и по отдельным заказам (группам туристов).Остальные затраты включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Фактическая себестоимость единицы туристического продукта определяется после выполнения заказа.

Фактическая себестоимость единицы турпродуктов исчисляют путем деления суммы затрат на количество туристов по этому заказу на турпродукт.

Таким образом, для управления производственной деятельностью предприятий и обоснованного ценообразования необходимо знать затраты на единицы продукции, калькулирование себестоимости продукции и метод учета затрат.

4. В деятельности большинства туристических фирм рано или поздно возникает необходимость в разработке новых маршрутов, так как рынок туристических услуг постоянно меняется и совершенствуется. Затраты на разработку новых туристических маршрутов, как и все затраты подобного рода, возникающие разработке новой продукции, относятся не к затратам не реализуемые в текущем отчетном периоде работы и услуги, а к расходам будущих периодов. Поэтому суммы затрат на разработку новых маршрутов бухгалтер турфирмы должен учитывать сначала на счете 1620 «Расходы будущих периодов», а после начала реализации туристам путевок по новому маршруту данные затраты необходимо списывать на себестоимость реализуемых услуг равными частями в течении некоторого срока. Срок списания накопленных на счете 31 затрат определяется Приказом руководитея турфирмы в зависимости от срока действия данного маршрута.

Процесс разработки новых туристических маршрутов до начала реализации путевок клиентам можно условно разделить следующим образом:

1 Проведение предварительных переговоров с контрагентами о возможной организаций нового маршрута и изучение предложенных или условий.

2 Командировки сотрудников на месте для реального изучения новго марштура.

3 Заключения договоров с контрагентами на оказание необходимых услуг клиентам турфирмы.

4 Калькулирование себестоимости нового тура.

5 Реклама тура.

Проверки по учету затрат по новым турам:

Дебет 8410 Кредит 1620 – списание затрат на освоение новых туров или нового маршрута.

Данные записи должны быть сделаны на оснований бухгалтерской справки, являющейся в этом случае необходимым первичным документом.

Если переговоры с партнерами прошли успешно и турфирма заинтересована в разработке марштура, она направляет своего сотрудника в командировку к контрагенту. Целями такой командировки являются:

§ Изучение нового маршрута на месте;

§ Получения максимального объема информаций по объекту, включая информацию как от контрагента, так и от возможных третьих лиц;

§ Приобретение различных рекламных материалов по новому маршруту для лучшего продвижения нового туристического продукта.

На основании представленного сотрудником авансового отчета затраты на командировку сотрудника приходуется следующими записями:

Дебет 1520 Кредит 1250 – оприходованы затраты на проживание, суточные, на проезд сотрудника к месту командировки, приобретенные на территории РК рекламные материалы.

На основании собранной информаций руководство турфирмы принимает окончательные решение по реаоизации своим клиентам нового туристического маршрута или отказу от данного проекта. Заключается договор с партнерами на оказание услуг по новому маршруту или составляется Приказ руководителя об отказе от нового маршрута и оканчании его разработки и спасении накопленных затрат на убытки организации. В зависимости от принятого решения накопленные на счете 1620 затраты на разработку нового маршрута списываются:

§ В случае принятия решения о запуске нового маршркта – на счет реализации разными частями в течение всего срока действия денного маршрута;

§ В случае отказа от маршрута – на счет прибылей и убытков, как затраты на производство, на давшее резкльтаты, в составе внереализационных расходов.


Тема 11: Учет финансовых результатов

Цель лекции – изучение учета доходов и расходов и порядка их признания

Ключевые слова – расходы, доходы, основная деятельность, валовый доход, СГД, отсроченный доход

Основные вопросы:

1. Учет доходов предприятия

2. Учет расходов предприятия

3. Закрытие счетов доходов и расходов

1 Действующая система налогообложения заставляет современных бухгалтеров особое внимание уделять четкой организации налогового и бухгалтерского учетов, в основе которых лежит их взаимосвязь с доходами и расходами.

Сегодня, характеризуя структуру доходов юридических лиц в Республике Казахстан, нельзя не отметить их многообразие. Доход – это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период в виде поступления или увеличения полезности активов, либо уменьшение его обязательств, в результате чего увеличивается собственный капитал, за исключением увеличения, связанного с вкладами участников. Доходы могут быть результатом поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления других видов деятельности. Доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках конкретных лиц, в т.ч. раз­личных субъектов или государства, для выполнения ими своих функций.

В целом же доходы делятся на:

§ доходы юридических лиц (резидентов и нерезидентов);

§ доходы физических лиц.

В бухгалтерском учете порядок учета доходов, полученных в ре­зультате деятельности субъекта, определен МСБУ 18 «Выручка».

Доходы могут быть получе­ны как от основной, так и от неосновной деятельности субъекта, кото­рые и составляют его совокупный годовой доход, например от реализации товарно-материальных запасов (да­лее - товар), оказания услуг, передачи в пользование активов, при­надлежащих субъекту и приносящих процент, роялти и дивиденды или привилегии.

СГД является важным показателем в системе доходности, в кото­рый включаются все доходы, полученные субъектом в Республике Ка­захстан и за ее пределами (для резидента), а для нерезидента СГД ­доходы из казахстанских источников. Все сведения по получению СГД и о его составных элементах отражаются в декларации по корпоратив­ному подоходному налогу (форма 100.00).

Поскольку доход представляет собой денежное выражение сово­купности переданных или реализованных покупателю за определен­ный период времени (отчетный период) товаров (работ, услуг), важ­ным моментом является критерий его признания.

Признание - процесс включения статьи в финансовые отчеты пред­приятия. Признание состоит в отражении задействованной суммы в итоговых показателях отчета.

Один из основных критериев - доходы и расходы, вызванные одними и теми же сделками или событиями в деятельности субъекта, признаются одновременно.

Критерием признания доходов от продажи товаров считается то, передал ли продавец покупателю значительные риски и вознагражде­ния от права собственности на проданные товары. Если продавец со­храняет за собой право собственности, то, как правило, эту сделку нельзя признать как продажу.

При определении передачи покупателю значительных рисков, связанных с правом собственности, необходимо рассматривать:

1) закончена ли операция;

2) сохраняет ли продавец за собой любой контроль над передан­ными товарами в той степени, которая, как правило, ассоциируется с правом собственности.

Под признанием дохода подразумеваются следую­щие условия:

1) сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности ­это означает, что обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель, например: услуги, оказываемые за почасовую оплату;

2) существует вероятность того, что экономические выгоды, свя­занные со сделкой, будут получены субъектом - это означает, что ока­зывающая услуги сторона уверена в том, что клиент выплатит огово­ренную в договоре сумму за реализованные товары или оказанные ус­луги, выполненные работы.

Кроме перечисленных выше условий, существуют еще критерии, уточняющие все гарантированные условия для признания дохода, ко­торые во многом определяют разновидность отрасли, процессы, свя­занные с получением прибыли, а также методы расчетов.

В целом бухгалтерская отчетность улучшается, если на практике со­блюдать следующие моменты признания доходов от реализации товаров:

1) доход, признанный при передаче (момент продажи);

2) доход, признанный после передачи;

3) доход, признанный до передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: