Тема 3. Анализ современных дидактически концепций

Тема 2. Закономерности и принципы обучения

Обучение как закономерноразвивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности и законы разного порядка и уровня.

Закономерности как существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Внешние и внутренние, дидактические (содержательно-процессуальные), гносеологические (познавательные), психологические (психическая сторона познавательной деятельности), кибернетические (управление усвоением учебной информации), социологические (взаимодействие с внешней средой), организационные (технологизация) закономерности.

Законы процесса обучения как строго зафиксированные закономерности по характеру, форме, границам проявления: пять законов Э. Меймана (основатель экспериментальной педагогики), шесть законов Э. Торндайка (американский психолог и педагог, один из авторов концепции программированного обучения). Законы обучения, сформулированные отечественными дидактами М.Н. Скаткиным, В.И. Загвязинским, И.Я. Лернером, Ю.К. Бабанским.

Различные аспекты понятия принципы обучения: в аспекте логики и с нормативной точки зрения.

Общепедагогические принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, целостности педагогического процесса и др.

Дидактические принципы (процесса обучения): научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности и самостоятельности, доступности обучения, прочности знаний, умений и навыков, учета индивидуальных особенностей, наглядности, завершенности.

Дидактические правила Я.А. Коменского: «природосообразность», «всех учить всему», «золотое правило дидактики» и др.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Г. Спенсер, Дж. Мильтон).

Концепция дидактического формализма (Гераклит Эфеский, Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег).

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Концепция функционального материализма (В. Оконь).

Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль).

Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц).

Технологическая концепция обучения (Б. Блюм, Дж. Ромишовски).

Концепция компетентностного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон).

Характеристики основных концепций развивающего обучения:

· Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев).

· Теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин).

· Обучение на высоком уровне сложности: от сложного к более сложному (Л.В. Занков).

· Теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: