Ритм галопа - трёхчленный сердечный ритм, возникновение которого
обусловлено усилением не слышимых в норме физиологических тонов над
сердцем и отходящими от него сосудами. Таким образом, в течение каждо-
го сердечного цикла, кроме обычных двух тонов, выслушивается дополни-
тельный тон - экстратон, причём это самостоятельный тон, а не расщеп-
ление или раздвоение 1 или 2 тонов. Термин " ритм галопа " (bruit de
galop) впервые применил Ж. Буйо в 1847 году.
При аускультации определяются три отдельных тона, которые ухом
воспринимаются как одинаковые по интенсивности и продолжительности
звука через одинаковые промежутки времени. Своё название этот ритм по-
лучил в связи с тем, что напоминает звук, возникающий при ударе о мос-
товую копыт лошади, скачущей галопом. Сердечный ритм галопа проявляет-
ся наиболее отчётливо при определённой частоте сердечных сокращений в
пределах 95-120 в минуту.
Ритм галопа подразделяют на предсердный (пресистолический), же -
лудочковый (протодиастолический) и совмещённый. В 1903 году В.П. Об-
разцов писал, что это " крик миокарда о помощи ". Нельзя не согласить-
ся с высказыванием В.Х. Василенко (1975): " Нетрудно представить опас-
ное положение больного, если врач не умеет услышать этот крик ".
Считают, что при потере или значительном снижении тонуса сердеч-
ной мышцы возникает аномальная вибрация стенки желудочка и предсерд-
но-желудочкового клапана во время его быстрого наполнения кровью. Ритм
галопа является показателем органического поражения мышцы сердца и оп-
ределяется при тяжёлых воспалительных процессах (миокардитах), при
инфаркте миокарда, кардиосклерозе, пороках сердца, гипертонической бо-
лезни. Ритм лучше выслушивается на верхушке сердца и в 5 точке в поло-
жении на левом боку и во время выдоха. Иногда его можно определить
пальпаторно. Наиболее неблагоприятным является возникновение протоди-
астолического ритма галопа. Если лечение, направленное на ликвидацию
сердечно-сосудистой недостаточности, является эффективным, то ритм га-
лопа может исчезнуть.
Эмбриокардия - это ритм, характеризующийся одинаковыми по продол-
жительности систолической (между 1 и 2 тоном) и диастолической
(между 2 и 1 тоном) паузами между одинаковыми по силе тонами сердца
при учащении сердечного ритма. Этот ритм напоминает внутриутробный
ритм сердца плода. У взрослых эмбриокардия имеет место при тяжёлых
острых инфекционных заболеваниях. Впервые это аускультативное явление
было описано Стоксом в 19 веке как грозный признак тяжёлой недостаточ-
ности кровообращения. Эта разновидность ритма отмечается при пароксиз-
мальной тахикардии, остром инфаркте миокарда, диффузном миокардите,
высокой температуре, выраженной недостаточности кровообращения.
Маятникообразный ритм - это уравнение по продолжительности малой
и большой паузы, уравнение силы 1 и 2 тонов, но при замедленной или
нормальной частоте сердечных сокращений.
Ритм перепела (bruit de rappel) - трёхчленный ритм, который
включает хлопающий 1 тон, 2 тон и идущий через интервал щелчок откры-
тия митрального клапана. Типичен для стеноза левого атриовентрикуляр-
ного отверстия. Одновременно выслушивается диастолический шум, а паль-
паторно - " кошачье мурлыкание ".
Каниклокардия - кроличий ритм, который описал Мюллер в 1911 году.
Данное аускультативное явление имеет большое сходство с ритмом сердца
кролика, у которого всегда выслушивается лишь систолический тон при
большой частоте сердечных сокращений. Выявляется у больных пневмонией,
дифтерией, перитонитом, а также при большой кровопотере, коме, терми-
нальных состояниях, протекающих с резким падением артериального давле-
ния. Кроличий ритм возникает в результате резкого снижения сосудистого
тонуса, системного давления и массы циркулирующей крови, при этом ис-
чезает диастолический тон.
АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ТОНОВ
1 этап
Аускультативная оценка регулярности сердечного ритма
(Ритм правильный, неправильный)
2 этап
Подсчёт частоты сердечных сокращений
(Норма, тахикардия, брадикардия, тахиаритмия, брадиаритмия)
3 этап
Идентификация основных тонов (1 и 2 тоны) на основании
громкости, высоты, продолжительности, их соотношения
с верхушечным толчком и пульсом на сонных артериях
(Их усиление, ослабление, приглушение)
4 этап
Определение наличия дополнительных тонов
5 этап
Оценка 1 тона (верхушка сердца) - Расщепление, раздвоение
Обычной громкости и высоты (фиксированное,
Усиленный (хлопающий, пушечный) нефиксированное)
Ослабленный
6 этап
Оценка 2 тона (основание сердца) - Расщепление, раздвоение
Акцент на аорте (фиксированное,
Акцент на лёгочной артерии нефиксированное)
(возрастной, конституциональный,
патологический)
Ослабление на аорте, лёгочной артерии
7 этап
Идентификация дополнительных тонов
1. В диастоле: 3 тон (физиологический, патологический)
4 тон (физиологический, патологический)
Щелчок открытия митрального клапана
Щелчок открытия трёхстворчатого клапана
Перикард-тон
2. В систоле: Тон растяжения аорты (первая половина систолы)
Тон растяжения лёгочной артерии
Поздний систолический щелчок (2 половина систолы)
8 этап
Идентификация патологических ритмов
Трёхчленные: Ритм галопа (протодиастолический, пресистолический,
суммарный)
Ритм перепела
Двучленные: Эмбриокардия
Маятникообразный ритм
Каниклокардия
9 этап
Оценка связи тонов с шумами (при их наличии)
Тон (тоны) сливаются с шумом
Отделены от шума