Элементы целостности системы СМИ.
Элемент | Общая характеристика | Специфика проявления в деятельности системы СМИ |
1. Форма распространяемой информации в обществе | Текстовая форма как доминирующая в системе СМИ позволяет охарактеризовать в целом систему как символическую форму информации. Тесная связь с содержанием-диалектическое единство-форма определяется содержанием и содержание определяется формой. | Текст как основа информации в СМК предполагает наличие универсальных средств для доставки текстов аудитории (газеты, журналы, радиостанции, телеканалы). |
2. Содержание распространяемой информации в обществе | Социальный характер информации формирует социальное содержание информации, направленность на проблемы социумов и отражение в содержании общественных интересов. | Содержание много аспектно по своей природе, оно затрагивает проблемы, которые появляются в обществе. Содержание материала зависит от анализа проблемы. |
3. Цели распространяемой информации в обществе | Формирование общественного мнения, удовлетворение в потребности получения информации. | Цели распространяются на частные и общие. |
4. Функции распространяемой информации в обществе | Системные элементы обеспечены системой функций: информационной, коммуникативной, идеологической, организаторской, рекламно-справочной. | Функции СМИ формируют функциональное пространство журналистики через тематическое, проблемно-предметное и целевое воздействие. |
Комментарий к таблице: сегодня система СМИ представлена прессой, радио, телевидением и электронными медиа. Система имеет структуру чётко организованную и образует единство элементов.
Экономические и политические преобразования начала 90-х годов привели к реформированию всей системы СМИ.
27 декабря 1991 года был принят новый «закон о СМИ», которые давал редакциям много новых для того времени прав и свобод, а в конституции РФ (12 декабря 1993 года) была отменена цензура.
Формирование новой медийной структуры России проходило под влиянием разных факторов, которые теоретики делят на 2 группы:
1) Политико-экономические факторы – приход рынка, обеспечение СМИ правами и свободами.
2) Национально-культурыные факторы – возрождение культуры национальных языков.
Сегодня в системе СМИ растёт интеграция российских медиа в глобальный медийный контекст. Многие печатные электронные СМИ создают свои сайты-зеркала.
Особенности системы СМИ в России:
- реклама оказывает прямое влияние на деятельность СМИ
- традиционное для современных рыночных медиа-систем между печатными и аудио визуальными СМИ разделение труда характеризуется вниманием прессы, к анализу событий и усиление влияния к видео и аудио материалу
- качество медиократичности (власть СМИ) современных обществ формирует новую систему функций и ценностей в профессиональной деятельности журналиста