Лекция 6.
Советская пресса предполагала:
-жёсткое распределение разделение прессы и вещательных организаций
- подчинённость СМИ партии и государственному контролю
- для газет и журналов отводилось центральное место в системе идеологической работы (пропаганды)
Создан миф «Россия самая читающая страна»
- наличие централизованной (нерыночной) экономики
Отличие современной структуры российских СМИ от советских:
- появились новые предпочтения у аудитории – с печатной прессы над телевидением и интернет
- резко сократилось количество издаваемых печатных СМИ
- наличие рыночной медиа-экономики (СМИ стали сами устанавливать цены на свою продукцию), выросло кол-во электронных средств массовой информации
- изменилась структура печатного рынка от строго-вертикальной к горизонтальной почти сетевым конфигурациям
- появилась реклама в печатных СМИ (как источник финансирования изданий)
Модели СМИ в России:
1) Советская (инструментальная или авторитарно-инструментальная) СМИ инструмент власти и правительства.
|
|
2) СМИ четвёртая власть. Проявлением эволюции советской модели была гласность, которая трансформировалась в свободу слова в интересах общества (начало 80-х до середины 90-х).
3) Корпоративно-авторитарная – началась в 96-м году по 2001, когда крупные корпорации стали действовать по принципам: советской журналистики или инструментальной модели. СМИ были в руках богатых владельцев и мощных финансовых группировок.
4) Модель сосуществования корпоративной и свободной журналистики. Начинает зарождаться в 1998-м году. Появляются независимые издания, которые позиционировали, что для них главное объективное освещение информации (НТВ, независимая газета, ренТВ).
5) Модель государственной журналистики – характеризуется укреплением госСМИ (формат вещания ВГТРК).
6) Модель местных СМИ – характеризуется высокой активностью и росту авторитета региональных СМИ. Местная администрация пытается воздействовать на главные региональные издания.
7) Коммерческая модель. Успехи некоторых холдингов говорят о том, что СМИ ещё является коммерчески выгодным объектом. Журналистика может быть источником дохода для её хозяина (реклама и официально-иинформационное сопровождение). У каждого спортивного клуба есть свой информационный портал.
За последнее десятилетие основательно изменилась типология СМИ. Системный подход свойственный для изучения СМИ зародился ещё в начале 20-го столетия (Саймонд, Клилон, Радкофф).
Главное в системном подходе рассмотрение исследуемого объекта, как некой целостности или системы. Анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого.
Система может быть определена как совокупность элементов взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Признаком системы считают теснейшую связь с внешней средой, что характеризует её открытость.