Основные характеристики типологической структуры СМИ

Лекция 6.

Советская пресса предполагала:

-жёсткое распределение разделение прессы и вещательных организаций

- подчинённость СМИ партии и государственному контролю

- для газет и журналов отводилось центральное место в системе идеологической работы (пропаганды)

Создан миф «Россия самая читающая страна»

- наличие централизованной (нерыночной) экономики

Отличие современной структуры российских СМИ от советских:

- появились новые предпочтения у аудитории – с печатной прессы над телевидением и интернет

- резко сократилось количество издаваемых печатных СМИ

- наличие рыночной медиа-экономики (СМИ стали сами устанавливать цены на свою продукцию), выросло кол-во электронных средств массовой информации

- изменилась структура печатного рынка от строго-вертикальной к горизонтальной почти сетевым конфигурациям

- появилась реклама в печатных СМИ (как источник финансирования изданий)

Модели СМИ в России:

1) Советская (инструментальная или авторитарно-инструментальная) СМИ инструмент власти и правительства.

2) СМИ четвёртая власть. Проявлением эволюции советской модели была гласность, которая трансформировалась в свободу слова в интересах общества (начало 80-х до середины 90-х).

3) Корпоративно-авторитарная – началась в 96-м году по 2001, когда крупные корпорации стали действовать по принципам: советской журналистики или инструментальной модели. СМИ были в руках богатых владельцев и мощных финансовых группировок.

4) Модель сосуществования корпоративной и свободной журналистики. Начинает зарождаться в 1998-м году. Появляются независимые издания, которые позиционировали, что для них главное объективное освещение информации (НТВ, независимая газета, ренТВ).

5) Модель государственной журналистики – характеризуется укреплением госСМИ (формат вещания ВГТРК).

6) Модель местных СМИ – характеризуется высокой активностью и росту авторитета региональных СМИ. Местная администрация пытается воздействовать на главные региональные издания.

7) Коммерческая модель. Успехи некоторых холдингов говорят о том, что СМИ ещё является коммерчески выгодным объектом. Журналистика может быть источником дохода для её хозяина (реклама и официально-иинформационное сопровождение). У каждого спортивного клуба есть свой информационный портал.

За последнее десятилетие основательно изменилась типология СМИ. Системный подход свойственный для изучения СМИ зародился ещё в начале 20-го столетия (Саймонд, Клилон, Радкофф).

Главное в системном подходе рассмотрение исследуемого объекта, как некой целостности или системы. Анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого.

Система может быть определена как совокупность элементов взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Признаком системы считают теснейшую связь с внешней средой, что характеризует её открытость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: