Творческие искания Достоевского

Прикладной уровень

На прикладном уровне работает большинство сетевых приложений.

Эти программы имеют свои собственные протоколы обмена информацией, например, HTTP для WWW, FTP (передача файлов), SMTP (электронная почта), SSH (безопасное соединение с удалённой машиной), DNS (преобразование символьных имён в IP-адреса) и многие другие.

В массе своей эти протоколы работают поверх TCP или UDP и привязаны к определённому порту, например:

  • HTTP на TCP-порт 80 или 8080,
  • FTP на TCP-порт 20 (для передачи данных) и 21 (для управляющих команд),
  • SSH на TCP-порт 22,
  • запросы DNS на порт UDP (реже TCP) 53,
  • обновление маршрутов по протоколу RIP на UDP-порт 520.

Эти порты определены Агентством по выделению имен и уникальных параметров протоколов (IANA).

К этому уровню относятся: Echo, Finger, Gopher, HTTP, HTTPS, IMAP, IMAPS, IRC, NNTP, NTP, POP3, POPS, QOTD, RTSP, SNMP, SSH, Telnet, XDMCP.

В компьютерных сетях из стека сетевых протоколов транспортного уровня чаще всего используются протоколы TCP и UDP, а также другие протоколы, которые используют идентификацию структуры данных с представлением конечных точек (хостов) в виде числовой последовательности. Такие конечные точки называются портами и идентифицируются согласно номерам портов. Номера портов, используемые для конкретных специфических целей, выделяет и регистрирует IANA (Internet Assigned Numbers Authority).

Основные протоколы TCP/IP по уровням модели OSI
Прикладной BGP • HTTP • HTTPS • DHCP • IRC • SNMP • DNS • DNSSEC • NNTP • XMPP • SIP • BitTorrent • IPP • NTP • SNTP
Электронная почта SMTP • POP3 • IMAP4
Передача файлов FTP • TFTP • SFTP
Удалённый доступ rlogin • Telnet • RDP
Представления XDR • SSL
Сеансовый ADSP • H.245 • iSNS • NetBIOS • PAP • RPC • L2TP • PPTP • RTCP • SMPP • SCP • SSH • ZIP • SDP
Транспортный TCP • UDP • SCTP • DCCP • RUDP • RTP
Сетевой IPv4 • IPv6 • IPsec • ICMP • IGMP • ARP • RARP • RIP2 • OSPF
Канальный Ethernet • PPPoE • PPP • L2F • 802.11 Wi-Fi • 802.16 WiMax • Token ring • ARCNET • FDDI • HDLC • SLIP • ATM • DTM • X.25 • Frame relay • SMDS • STP
Физический Ethernet • RS-232 • EIA-422 • RS-449 • RS-485

«Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей и с детства оскорбленные неблагообразием своих отцов и среды своей …».

Ф.М. Достоевский.

В 1506 г. пинский князь Федор Иванович Ярославич дарует своему слуге Даниилу Ртищеву дворянское звание и несколько сел, среди которых часть села Достоева (ныне Брестская область, Беларусь). Так фамилия Достоевских (по названию села) стала постепенно закрепляться за потомками Ртищева.

Среди Достоевских были воины и священники.

В конце XVII в. знаменитый дворянский род постепенно пришёл в упадок. И только в конце XVIII в. началось его возрождение.

Следы возрождения мы находим на Винничине в с. Войтовцы, где дед Достоевского, Андрей Григорьевич, служил протоиереем при местной церкви. Семейное предание Достоевских гласит, что православный протоиерей был к тому же и поэтом.

Здесь родился и отец писателя, Михаил Андреевич. В 1809 г. без разрешения отца Михаил оставил Подольскую семинарию и уехал в Москву, где стал студентом медико-хирургической академии. В 1812 году во время Отечественной войны с 4-го курса его мобилизовали в госпиталь. Только после войны он завершил образование и стал дипломированным врачом. Со студенчества Михаил Андреевич имел привычку к труду, любовь к ближнему, стремление защитить обиженных, был готов к служению людям.

В 1819 г. Михаил женился на Марии Федоровне Нечаевой, дочери богатого московского купца; а в 1821г., получив назначение в Мариинскую больницу бедных, переехал с семьёй во флигель богоугодного заведения. Вот именно здесь 30 октября 1821 г. родила Мария Федоровна сына, подарив ему имя – Фёдор (он был вторым из 7 детей).

Детство Достоевского прошло при больнице на московской окраине, где до XVIII в. существовало кладбище нищих, бродяг, преступников, самоубийц. Служители кладбища получили в народе имя «божедомов».

Классическое больничное здание, похожее на дворец, с ионической колоннадой, построенное в начале XIX в., выходило главным фасадом на улицу Новую Божедомку, находящуюся среди пустырей. Корпуса больницы заполняли нищие, арестанты и бедняки.

Родительский дом находился во флигеле. Здесь, в прихожей, в комнате за перегородкой, Фёдор жил с братом Михаилом. Здесь братья погружались в рыцарско-добродетельный мир В. Скотта, в «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, покорялись прозе своего кумира – А. С. Пушкина.

В 1828 г. отцу было возвращено потомственное дворянство, а в 1831 г. он приобрел село Даровое Тульской губернии.

И, тем не менее, в семье Достоевских от борьбы с нуждой, постоянной тревоги за будущее детей постепенно нарастала драма. Неудовлетворенный и обойденный наградами, униженный и оскорблённый, Михаил Андреевич становился всё более нелюдимым и вспыльчивым. Пытаясь оградить детей от окружающего мира, всё жёстче и жёстче становились воспитательные рамки. Но никакой страх перед распространившимся тогда вольнодумством, никакие попытки изолировать детей от мира не смогли удержать Фёдора от общения с измученными жизнью людьми, что находились в Мариинской больнице. Да и к тому же мать, в противовес жёсткости отца, умела создать детям летом в деревне настоящую вольницу. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне.

При всех материальных невзгодах родители прилагали все усилия к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей. Огромное значение имело следование в семье традициям православия. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства», – писал уже в зрелые годы Достоевский.

В 1834 г. Михаил и Фёдор поступили в известный пансион Чермака, где особенно увлекались уроками словесности.

1837 г. – трагические даты для Достоевского. Это год смерти его матери (смерть наступила от распространенного в те времена заболевания – чахотки) и год смерти Пушкина. В этом же году отец везет Федора и Михаила в Петербург для поступления в военное учебное заведение – Главное инженерное училище (Михаила не допустили к приемным экзаменам по состоянию здоровья).

В военном училище царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец» и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет. Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь – в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы.

Фёдор болезненно переживал унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей и начальства.

В семнадцатилетнем возрасте в письме к брату Фёдор Михайлович напишет: «Человек есть тайна. Её надо разгадывать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Смерть жены сломил Михаила Андреевича. Он подал в отставку и переехал с младшими детьми в деревню. Отец предался порокам: хроническое пьянство привело к тяжёлой форме алкоголизма, а жестокое преследование крестьян стало причиной мести с их стороны. В 1839 г. Фёдор получил известие о расправе над отцом крепостными крестьянами. У Фёдора случился первый приступ эпилепсии

В училище в свободное от занятий и строевой подготовки время Достоевский проводил в одиночестве за чтением; тогда же он открыл для себя Гоголя и Бальзака, тогда же начал писать и сам (в 1843 г. перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака).

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, в 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Живя в Петербурге, всё чаще Достоевский задумывается над участью бедных и обездоленных людей. У него возникает страстное желание рассказать о их жизни.

В 1845 г. вышло в свет его первое произведение – роман «Бедные люди», и в молодом писателе сразу же увидели продолжателя традиций Пушкина и Гоголя, и он сразу же стал знаменитым.

Достоевский погружается в искажённую психику «бедных людей». Нищета, по его мнению, унижает, лишает достоинства, замыкает на стыде, ожесточает сердце.

! Роман «Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни «маленького человека» Петербурга.

В 1845 – 1846 гг. он пишет фантастическую повесть «Двойник», определив жанр как «петербургская поэма».

Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, «маленький человек» Достоевского постепенно уходит в вымышленный мир фантазий и мечтаний. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский отразил в одном из самых поэтических своих романов «Белые ночи» (1848 г.).

В марте 1846 г. Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем-Петрашевским, а, начиная с весны 1847 г., стал постоянным посетителем его «пятниц». Позднее, вспоминая об этом времени, Достоевский рассказывал: «Явилась идея, перед которой здоровье и забота о себе оказались пустяками». Идея была спасти Россию, спасти человечество.

На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая 1, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. по личному приказу Николая І Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Почти девять месяцев провёл писатель в сыром каземате Алексеевского равелина. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу.

22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни. На предложение исповедаться перед смертью Фёдор Достоевский был среди тех, кто от исповеди отказался. На приговорённых надели белые балахоны и колпаки-саваны. Первых трёх привязали к столбам и накинули колпаки на голову, так чтобы было закрыто лицо. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. У Достоевского повторился приступ эпилепсии.

Перед отправкой на каторгу Фёдор Михайлович написал брату: «Брат! Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть – вот в чём жизнь, в чём задача её. Я осознал это. Я не потерял надежду! Прощай, брат! Обо мне не тужи».

Четыре года отбывал наказание писатель в Омской каторжной тюрьме. Четыре года читал одну книгу – Евангелие, которая коренным образом изменила мировоззрение писателя. Здесь Достоевский столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, осуждённым за политические преступления. Итогом размышлений явился вывод, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы.

Оказавшись в мрачных стенах острога Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали знаменитой «Сибирской тетрадью», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».

Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы. После возвращения дворянских прав и разрешения печататься он стал серьёзно обдумывать план своего возвращения в литературу. В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В начале 1857 г. в жизни Достоевского произошло важное событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. Мария – из семьи французского эмигранта, получила хорошее образование, была веселой, доброй, хорошенькой. Но жизнь их сразу же не удалась.

В мае 1859 г. Фёдор Михайлович был уволен со службы по болезни, и в начале июня с женой и приёмным сыном Павлом возвратился в Петербург, однако негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 70-х гг.

! Итак, Достоевский ушёл на каторгу революционером и атеистом, а через 10 лет вернулся верующим человеком, единственным идеалом которого стал Христос.

Писатель теперь убеждён: Россия должна развиваться по особому историческому пути, который поможет ей избежать революционных конфликтов. По мнению Достоевского, перед интеллигенцией стоит задача поделиться с народом знаниями, а самим – воспринять от народа идею добра, способность отзываться на чужое горе, стремление помогать друг другу.

С начала 1861 г. Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», а после его закрытия, в 1863 г. – выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились романы «Унижённые и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома».

В «Записках» писатель нарисовал целую галерею обитателей каторги. Среди них было немало убийц-разбойников, но основную массу каторжников составляли люди, осуждённые за то, что пытались выступить в защиту поруганной чести.

Незабываемая, талантливая, надменная и скандальная… Именно за это «сопряжение несопряжимого» и полюбил Аполлинарию Суслову Федор Достоевский. Эта любовь-ненависть, продолжавшаяся в течение 1861 – 1866 гг., положила начало многим страданиям писателя.

В эти роковые годы Фёдор Михайлович, испытывая постоянную нужду в деньгах, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку. Аполлинария стала прототипом образа Полины в «Игроке» (1866г.) и Настасьи Филипповны в «Идиоте» (1868 – 1869 гг.).

1864 г. И снова трагедии. Достоевский потерял брата и жену (умерла от чахотки; Достоевский до конца своих дней заботился о её сыне Паше Исаеве). Через полгода издание «Эпохи» прекратилось. В безвыходном материальном положении Достоевский попал в кабальное отношение к журналу «Русский вестник». В 1866 г. писатель продал издателю право на печатание трёхтомника своих произведений и должен был в течение 4-х месяцев написать и опубликовать новое произведение, на что у него не хватило бы физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую 19-летнюю стенографистку Анну Сниткину.

Сниткина стала его ангелом-спасителем. Милая и добрая, она обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности. Впервые в жизни, почувствовав себя спокойно, Достоевский сделал ей предложение и к своей радости получил согласие.

Молоденькая Анна Григорьевна должна была пройти через многое: безумные припадки ревности мужа, рождение и смерть детей, страшные приступы эпилепсии, страсть к рулетке. Но она горячо любила. «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях», – писала она своим родным.

С 1871 г. Достоевский навсегда бросил рулетку. При ее поддержке в 70-е гг. он смог написать лучшие свои произведения: «Бесы» (1872 г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1880 г.).

В октябре 1878 г. Достоевский с семьёй поселился в Петербурге, в доме на Кузнечном переулке, в котором и прожил до дня своей смерти.

26 января1881 г. у него пошла кровь горлом (обострение эмфиземы). Через два дня, 28 января 1881 г., писатель скончался.

Похоронен Достоевский на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине всемирная слава пришла к нему после смерти.

Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца. Она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Сниткина издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию и сама написала воспоминания о своём кумире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: