Ограниченная монархия.
Центральные органы государственного управления при различных формах правления.
Центральные органы государственного управления.
Система центральных органов государственного управления в широком смысле этого слова, включает в себя, как правило, следующие элементы:
¨ Глава государства
¨ Парламент
¨ Правительство
¨ Ведомства
Однако принцип их организации взаимодействия и круг полномочий зависят от формы правления, существующей в данном конкретном государстве, и его государственного устройства.
Монархическая форма правления.
Монархическая форма правления - “персональное единовластие”. Монархия достаточно эффективно обеспечивает немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ, ведение войны защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов и т.п.
|
|
Монарх назначает высших чиновников по управлению регионами или функциональными службами, которые в свою очередь назначают более мелких руководителей. Сам же монарх в нормальном режиме правления решает вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти.
По отношению к государству во внешней и внутренней политике монарх выступает как его глава, руководитель, представитель народа, “отец” нации, который сплачивает своих подданных. Он персонифицирует государство.
Как правило, монархическая власть объявляется священной, наделяется религиозным ореолом, является бессрочной и пожизненной и передается по наследству. Она распространяется на все сферы государственной жизни, в том числе и на судебную. В процессе обжалования судебных решений монарх является высшей и последней инстанцией.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Государственное устройство России до 1905 года характеризовалось именно этими признаками.
В сфере исполнительной власти монарх юридически и фактически независим от парламента. Однако с деятельностью парламента он вынужден считаться.
Ей свойственно юридическое ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Типичным примером конституционной монархии является современная Великобритания.
Не следует думать, что монархия как форма правления уже отжила себя и с неизбежностью должна уступить место более прогрессивным формам в развитии государственности. Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. А в некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически обладают властью и статусом монарха.
|
|
Монархическое устройство государства имеет и определенные преимущества. Наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность[1] каждого нового монарха, создавая весьма стабильный и удобный способ перехода власти, что ”работает” на спокойствие, устойчивость, сплоченность общества, особенно в критических ситуациях.
Республика или республиканская форма правления.
Республика или республиканская форма правления является не менее древней, чем монархическая. Республика, при всем разнообразии различных органов власти и их взаимоотношений, характеризуется прежде всего выборными высшими органами власти, в которые входят представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Основные признаки республиканской формы правления:
¨ она исходит из принципа формального равенства граждан, их солидарности, необходимости стабильности и компромиссов, что позволяет выдвигать на те или иные должности практически любого (за исключением законных ограничений) гражданина;
¨ это коллективное правление;
¨ высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются только им свойственными полномочиями несут ответственность за их исполнение или ненадлежащее исполнение по закону;
¨ решения, принимаемые высшими органами власти в большинстве случаев готовятся длительно, обсуждаются по определенной процедуре, проходят экспертизу. Принятие решения осуществляется как правило путем голосования;
¨ основано (в большинстве своем) на принципе разделения властей.
Республиканская форма правления, в отличие от монархической, сопровождается, как правило, рациональным, рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти.
Современная государственная практика знает два основных вида республики - Президентскую и парламентскую.
Взаимоотношения парламентов с исполнительной властью.
Возможны два варианта взаимоотношения парламентов с исполнительной властью:
принцип доминирования кабинета;
принцип доминирования парламента.