Основные понятия организационной культуры

Основные качества менеджера

Как уже говорилось выше, менеджер для того, чтобы выполнять большое число функций, возложенных на него, должен обладать набором соответствующих качеств. Специалисты в этом случае обычно выделяют группы профессиональных, личных и деловых качеств.

К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера. К таким качествам относятся:

· компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;

· широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;

· стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

· поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;

· умение планировать свою работу.

Личные качества менеджера также должны практически ни чем не отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Поэтому обладание соответствующими личными качествами также является всего лишь предпосылкой успешного руководства. К личным качествам менеджера относятся:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однако хорошим руководителем человека делают не профессиональные и личные, а деловые качества, к которым, как правило, относят:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следует отметить, что требования к менеджерам в отношении перечисленных качеств неодинаковы на различных уровнях управления. Обычно в руководителях низового звена больше ценится коммуникабельность, решительность порой переходящая в агрессивность. От руководителей среднего звена обычно ждут умения организовать коллектив на выполнение плановых работ, на творческие подходы. От высших руководителей обычно ждут умения выбирать направления развития организации, формулирования политики, создание благоприятного внешнего окружения и т.д.

Термин «организационная культура» появился относительно недавно – 30-50 лет тому назад. Мировой опыт показал, что процветающие организации, как правило, обладают некими свойствами, совокупность которых и получила позже название организационной культуры. Организационная культура конкретного предприятия, учреждения всегда тесно связана с общей культурой страны, региона, нации, под которыми понимается совокупность духовных, материальных и социальных достижений людей. Организационная культура – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организационная культура носит двойственный характер. С одной стороны на культуру организации влияют цели, господствующие идей и ценности, конкретные лидеры, принятые нормы, стандарты и правила. С другой – она сама формирует систему организационных ценностей, норм, стандартов и правил и, самое главное, выдвигает своих лидеров.

В основе организационной культуры лежит философия организации (см. выше), которая разрабатывается в рамках общепринятых законов и положений: декларации прав человека, конституции, гражданского и трудового кодекса, коллективных договоров, уставов предприятий, религиозных учений и т.д. При разработке философии организации, как правило, учитывается национальный состав персонала, количество и индивидуальный культурный уровень работающих, региональную и отраслевую специфику, уровень жизни и т.п. Единая философия объединяет различных людей. Пренебрежение ею ведёт первоначально к снижению имиджа организации, а затем и к кризису.

Организационная культура является продуктом взаимодействия философии организации с отдельными индивидуумами, различными социальными группами и внешней средой. Причём все они предъявляют свои специфические требования к самой организации и её философии. Вместе с тем можно выделить ряд признаков организационной культуры, которые выполняются всегда:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Очевидно, что организационная культура каждой организации отличается своей спецификой и, вообще говоря, их трудно между собой сравнивать. Вместе с тем процедура сравнения является достаточно востребованной. Для этого предложено несколько подходов. В частности С. П. Роббинс предлагает использовать для сравнения культур различных организаций ряд характеристик:

· степени ответственности, свободы и независимости, которыми обладает человек в организации;

· готовность работника пойти на риск;

· координация и согласованность действий людей внутри организации;

· помощь и поддержка со стороны управленческих служб;

· виды контроля и наблюдения за поведением работников;

· степень отождествления работника со своей организацией;

· формы учёта выполненных работ и системы поощрения;

· готовность сотрудников открыто выражать своё мнение и идти на конфликт;

· соотношение формальной иерархии и подчинённости с неформальными взаимоотношениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: