Подготовительные работы выполняют до начала основных работ. К ним относятся сырьевая, технологическая и транспортная подготовки, подготовка территории лесосек, лесопогрузочных пунктов и трелёвочных волоков, подготовка обслуживающих производств.
На подготовительные работы приходится 35-40% общих трудозатрат лесозаготовительного производства. Трудоёмкость зависит от вида технологического процесса, используемых машин, почвенно-грунтовых и рельефных условий, захламленности лесосеки и таксационных характеристик вырубаемого древостоя.
Лесосырьевая подготовка заключается в приемке лесосеки у федерального органа надзора за лесом.
Приемка лесосечного фонда проводится в целях проверки правильности отвода лесосек в рубку и аукционной документации каждой лесосеки. При приёмке проверяют: соответствие мест отвода указанным в лесорубочных билетах; наличие ясно видимых границ лесосеки и неэксплуатационных площадей; правильность товарно-денежной оценки лесосеки; наличие и количество подлежащего обязательному сохранению жизнеспособного подроста.
|
|
Технологическая подготовка лесосеки заключается в изучении лесоэксплуатационных условий. При этом производят: изыскания трассы лесовозного уса; выбор места для размещения погрузочных площадок и мастерского участка; разработку технологического процесса лесозаготовок с учетом имеющейся техники и лесоводственных требований; составление технологической карты разработки лесосеки, в которой указывают породный состав и запас леса на 1 га по выделам, трассы трелевочных волоков, места расположения погрузочных пунктов и мастерского участка, способ очистки лесосеки, а также меры содействия естественному возобновлению и количественные показатели работ. Составляемая технологическая карта должна максимально учитывать особенности конкретной лесосеки.
Лесосырьевая и технологическая подготовки выполняются инженерно-техническими работниками которые не входят в состав лесозаготовительной бригады. Обычно эти подготовки проводят мастера леса с двумя-тремя помощниками из рабочих. Нормативные трудозатраты составляют 1,0- 1,5 чел.-день на 1 000 м3 древесины на лесосеке.
Транспортная подготовка заключается в подводе к лесосеке уса лесовозной дороги. Для этого разрабатывают полосу шириной 6-8 м. Тип уса выбирают в зависимости от почвенно-грунтовых условий, сезона вывозки и наличия материалов.
Подготовка территории лесосек заключается в уборке сухостойных, зависших и гнилых деревьев, способных неожиданно упасть от ветра или толчка. Уборку производят на всей территории лесосеки и в 50-метровой зоне вокруг лесопогрузочных пунктов, мест размещения механизмов и подштабельных площадей. Затем производят разметку трасс трелевочных волоков и разработку территории, отведенной под их размещение, а также территории погрузочных площадок.
|
|
В зависимости от типа трелёвочного механизма и типа рубки ширина магистральных волоков составляет 6м, пасечных - 4-5м.
На лесосеках со слабой несущей способностью грунтов волоки укрепляют порубочными остатками, а на отдельных участках, устраивают сплошные настилы.
Зимние волоки могут устраиваться проходом несколько раз порожнего транспорта.
При выборочных и постепенных рубках, а также рубках ухода технологическую карту составляют одновременно с отводом лесосеки.
Подготовка обслуживающих производств включает в себя устройство мест для стоянки тракторов и хранения оборудования, а также горючесмазочных материалов, пунктов профилактического обслуживания машин и механизмов, установку помещения для обогрева рабочих, средств связи и осветительных приборов, противопожарного оборудования и др.
Трудозатраты на подготовительные работы определяют по формуле:
T=Q/q (A+B/S+KC/100b),
где Т – трудозатраты, чел.-день;
Q - годовой объем вывозки, м3;
q - ликвидный запас леса на 1 га, м³/га;
А - трудозатраты на подготовку 1 га лесосеки к рубке, чел.-день;
В- трудозатраты на подготовку погрузочного пункта, чел.-день;
S - площадь лесосеки, тяготеющей к одному погрузочному пункту, га;
К - коэффициент, учитывающий неэксплуатационную площадь;
С - трудозатраты на строительство 1 км лесовозного уса, чел.-день/км;
b - ширина полосы леса, осваиваемой с одного лесовозного уса, км.
Число рабочих, необходимое для проведения подготовительных работ, находят по формуле:
N = Т/Д,
где Т- общие трудозатраты на проведение подготовительных работ, чел.-день;
Д- число рабочих дней в году, затрачиваемых на подготовительные работы.
Обычно трудоемкость оценивают или на 1000м³ заготовленной древесины или на 1га освоенной площади.
Вспомогательные работы. К вспомогательным работам относятся техническое обслуживание машин, обеспечение топливосмазочными материалами, бытовое обслуживание рабочих, поддержание связи с поселками, содержание лесовозных дорог, охрана оборудования в нерабочее время. Объем этих работ зависит от уровня их механизации.