Подготовительные и вспомогательные работы

Подготовительные работы выполняют до начала основных работ. К ним относятся сырьевая, технологическая и транспортная подготовки, подготовка территории лесосек, лесопогрузочных пунктов и трелёвочных волоков, подготовка обслуживающих производств.

На подготовительные работы приходится 35-40% общих трудозатрат лесозаготовительного производства. Трудоёмкость зависит от вида технологического процесса, используемых машин, почвенно-грунтовых и рельефных условий, захламленности лесосеки и таксаци­онных характеристик вырубаемого древостоя.

Лесосырьевая подготовка заключается в приемке ле­сосеки у федерального органа надзора за лесом.

Приемка лесосечного фонда проводится в целях проверки правильности отвода ле­сосек в рубку и аукционной документации каждой лесосеки. При приёмке проверяют: соответствие мест отвода указанным в лесорубочных билетах; наличие ясно видимых границ лесосеки и неэксплуата­ционных площадей; правильность товарно-денеж­ной оценки лесосеки; наличие и количество подлежащего обязатель­ному сохранению жизнеспособного подроста.

Технологическая подготовка лесосеки заключается в изучении лесоэксплуатационных условий. При этом производят: изыскания трассы лесовозного уса; выбор места для размещения погрузочных площадок и мастерского участка; разработку техно­логического процесса лесозаготовок с учетом имеющейся техники и лесоводственных требований; составление технологической карты разработ­ки лесосеки, в которой указывают породный состав и запас леса на 1 га по выделам, трассы трелевочных волоков, места располо­жения погрузочных пунктов и мастерского участка, способ очистки лесосеки, а также меры содействия естественному возобновлению и количе­ственные показатели работ. Со­ставляемая технологическая карта должна максимально учитывать особенности конкретной лесосеки.

Лесосырьевая и технологическая подготовки вы­полняются инженерно-техническими работниками которые не входят в состав лесозаготовительной бригады. Обычно эти подготовки проводят мастера леса с двумя-тремя помощниками из рабочих. Норма­тивные трудозатраты составляют 1,0- 1,5 чел.-день на 1 000 м3 дре­весины на лесосеке.

Транспортная подготовка заключается в подводе к лесосеке уса лесовозной дороги. Для этого разрабатывают полосу шириной 6-8 м. Тип уса выбирают в зависимости от почвенно-грунтовых условий, сезона вывозки и наличия материалов.

Подготовка территории лесосек заключа­ется в уборке сухостойных, зависших и гнилых деревьев, способ­ных неожиданно упасть от ветра или толчка. Уборку производят на всей территории лесосеки и в 50-метровой зоне вокруг лесопогрузочных пунктов, мест размещения механиз­мов и подштабельных площадей. Затем производят разметку трасс трелевочных волоков и раз­работку территории, отведенной под их размещение, а также тер­ритории погрузочных площадок.

В зависимости от типа трелёвочного механизма и типа рубки ширина магистральных волоков составляет 6м, пасечных - 4-5м.

На лесосеках со слабой несущей способно­стью грунтов волоки укрепляют порубочными остатками, а на отдельных участках, устраивают сплошные настилы.

Зимние волоки могут устраиваться проходом несколько раз порожнего транспорта.

При выборочных и постепенных рубках, а также рубках ухода технологическую карту составляют одновременно с отводом ле­сосеки.

Подготовка обслуживающих производств вклю­чает в себя устройство мест для стоянки тракторов и хранения оборудования, а также горючесмазочных материалов, пунктов про­филактического обслуживания машин и механизмов, установку помещения для обогрева рабочих, средств связи и осветительных приборов, противопожарного оборудования и др.

Трудозатраты на подготовительные работы опреде­ляют по формуле:

T=Q/q (A+B/S+KC/100b),

где Т – трудозатраты, чел.-день;

Q - годовой объем вывозки, м3;

q - ликвидный запас леса на 1 га, м³/га;

А - трудозатраты на подготовку 1 га лесосеки к рубке, чел.-день;

В- трудозатраты на подготовку погрузочного пункта, чел.-день;

S - площадь лесосеки, тяготеющей к одному погрузоч­ному пункту, га;

К - коэффициент, учитывающий неэксплуата­ционную площадь;

С - трудо­затраты на строительство 1 км лесовозного уса, чел.-день/км;

b - ширина полосы леса, осваиваемой с одного лесовозного уса, км.

Число рабочих, необходимое для проведения подготовительных работ, находят по формуле:

N = Т/Д,

где Т- общие трудозатраты на проведение подготовительных ра­бот, чел.-день;

Д- число рабочих дней в году, затрачиваемых на подготовительные работы.

Обычно трудоемкость оценивают или на 1000м³ заготовленной древесины или на 1га освоенной площади.

Вспомогательные работы. К вспомогательным работам относятся техническое об­служивание машин, обеспечение топливосмазочными матери­алами, бытовое обслуживание рабочих, поддержание связи с по­селками, содержание лесовозных дорог, охрана оборудования в нерабочее время. Объем этих работ зависит от уровня их механизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: