В Российской Федерации
Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспроизводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровень жизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы национального богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.
Задачи статистики. Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В связи с этим обеспечение информационных запросов управленческих структур становится актуальной задачей статистики, способствующей успешному реформированию экономики.
В условиях становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей развития теории и практики статистики является реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода.
Переход от директивной экономики к рыночной требует построения показателей, отражающих процесс и результативность такого реформирования. Наиболее полно запросам рынка отвечает система национальных счетов (СНС), принятая в международной практике учета и статистики, переход к которой начался в Российской Федерации на основе разработанной и утвержденной Государственной программы, рассчитанной на 1993— 1995 гг. Внедрение СНС в российскую статистическую практику требует внесения изменений в действующую систему показателей и учета, касающихся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения, а также пересмотра действующих форм государственной статистической отчетности.
В современных условиях требует совершенствования система сбора и обработки информации, т.е. достаточно остро встает проблема совершенствования организации статистического наблюдения.
Построение фундаментальных основ статистики, адаптированной к рыночным условиям, связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
Регистр (реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка, является в условиях рыночных отношений единственным инструментом сплошного учета. Кроме того, особую значимость приобретают выборочные наблюдения, поскольку большинство статистических показателей в настоящее время собирается на выборочной основе.
Актуальной является задача создания постоянно действующих мониторингов, представляющих собой специально организованные систематические наблюдения за состоянием каких-либо объектов, и в первую очередь окружающей среды — воды, воздуха, почвы; оценки химического состава осадков и снежного покрова. Данные мониторинга используются для комплексной оценки качества окружающей среды, разработки природоохранных мероприятий.
В соответствии с требованиями развития рыночной экономики важную роль приобретают компьютеризация статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России. В этой программе предстоит решить ряд задач по программной и технической совместимости различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях.
Для развития методов и средства сбора, передачи, обработки, накопления и выдачи статистических данных необходимо создание информационно-телекоммуникационной системы статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, включающей локальные вычислительные сети (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней. Создание ЛВС позволяет перейти от традиционной пакетной обработки статистической информации к новой информационной технологии, максимально автоматизирующей разработку статистической отчетности и информационно-справочное обслуживание местных органов власти и управления, предприятий, организаций и населения.
Наряду с существующими комплексами электронной обработки информации (КЭОИ), преобладающими в информационной системе, перед статистикой стоит задача перехода к комплексам регламентной обработки информации (КРО), основой которых будет автоматизация формирования статистической информации для федеральных органов.
Организация государственной статистики в России. В основу организации статистической работы в Российской Федерации положены следующие основные принципы:
· централизованное руководство статистикой;
· единые организационное строение и методология;
·неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета по статистике (Госкомстат России), а в дальнейшем – в ходе административной реформы – Федеральной службы государственной статистики (Росстат) который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
Согласно государственному и административно-территориальному устройству страны создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Росстатом, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и подотчетна ему, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления. Эта система имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни (рис. 1.1).
К низовым органам государственной статистики относятся городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются комитеты по статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Федеральная служба государственной статистики РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, ведением статистики, учета и отчетности во всех отраслях экономики, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Росстата действует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.
В состав Росстата входят управления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистических стандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; СНС и балансов, статистики финансов и платежного баланса; статистики цен; статистики товарных рынков и торговли и др.
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
Управления и отделы
Руководство Коллегия
Совет руководителей
Научно-методологический совет
Институт
статистики и
экономических
исследований
Журнал
«Вопросы статистики»
Вычислительный центр
внипи
Центральная
лаборатория
социальных и
экономических
измерений
Издательство «Финансы и статистика»
Межотраслевой
институт
повышения
квалификации
Госкомитеты республик без областного деления
Госкомитеты республик с областным делением
Областные (краевые, окружные), городские управления статистики
Районные (городские) отделы статистики
Районные (городские)
отделы статистики
Рис. 1..1. Общая схема организации государственной статистики
Структура госкомитетов и статистических управлений в основном повторяет структуру Росстата, но подразделения низшего уровня являются более мелкими и имеют меньшее число структурных подразделений.
В настоящее время назрела острая необходимость в разработке и принятии Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.