Правопреемство в исполнительном производстве

Соучастие в исполнительном производстве.

Говоря о соучастии в исполнительном производстве, следует отметить, что в нем могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Необходимость соучастия в исполнительном производстве связана со сложной структурой материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно в трех формах: активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взьгскателя); пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц как на стороне взыск-теля, так и на стороне должника).

В исполнительном производстве соучастие всегда имеет обязательный характер.

Каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право - они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Это принципиально новый институт исполнительного производства: ранее подобные вопросы решались исключительно судом. Статьей 32 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае выбытия одной из сторон судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом.

При этом правопреемство в исполнительном производстве основано на правилах соответствующего материального законодательства с учетом процедурных особенностей принудительного исполнения.

Необходимо подчеркнуть, что возможность перехода прав и обязанностей по конкретному исполнительному документу есть реализация как процессуальных, так и материальных прав субъекта. Сущность правопреемства - это переход прав и обязанностей в рамках исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участво­вавшему в исполнительном производстве. Правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства - с момента возбуждения до его окончания - по основаниям, указанным в ст. 27 Закона «Об исполнительном производстве».

Далее следует проанализировать основания возникновения правопреемства. В качестве таковых в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. 57, 58 ГК). Если юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга.

Правопреемство возможно только по тем исполнительным документам, по которым оно допускается в материальном праве. Например, наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо, т.е. при условии, что подтвержденное исполнительным документом правоотношение неразрывно не связано с личностью кредитора..

Согласно Закону «Об исполнительном производстве» правопреемство оформляется путем вынесения постановления судебного пристава-исполнителя. При этом следует различать порядок правопреемства в зависимости от того, на основании каких исполнительных документов и по каким юридическим фактам оно возникает. Данный вопрос может быть разрешен двояко ввиду несовершенства юридической техники закона, в связи с чем складывается различная юридическая практика. Иногда судебные приставы-исполнители самостоятельно решают вопросы правопреемства в исполнительном производстве и выносят постановление о замене выбывшей стороны независимо от вида исполняемого ими документа. В других случаях судебные приставы-исполнители направляют правопреемников в соответствующий орган, выдавший исполнительный документ, для разрешения вопроса о правопреемстве.

В ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве» четко сказано, что правопреемник определяется в порядке, установленном федеральным законом. Поэтому в случае возникновения оснований для правопреемства при исполнении исполнительного документа, выданного арбитражным судом, правопреемник должен определяться в соответствии со ст. 40 АПК путем вынесения определения арбитражного суда. В случае правопреемства в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, правопреемник должен определяться в порядке ст. 40 ГПК - путем вынесения определения суда общей юрисдикции. Кроме того, возможна, например в случае смерти лица, специальная юридическая процедура нотариального производства, в рамках которой нотариус выдает свидетельство о праве на наследство, в том числе и по взысканиям, производящимся на основании решений судов.

Обращение к суду за определением о правопреемстве позволяет обеспечить большую бесспорность исполнительных действий, поскольку в рамках судебного исследования материалов дела возможно установить много юридически значимых обстоятельств, которые определяют собой факт правопреемства. Поэтому целесообразно рекомендовать во всех случаях, за исключением правопреемства на основании свидетель­ства о праве на наследство, направлять вступающих в исполнительное производство лиц в соответствующий компетентный суд для разрешения вопроса о правопреемстве в порядке, предусмотренном ст. 40 АПК и ст. 40 ГПК.

По процедуре, предусмотренной ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве», основанием для правопреемства в исполнительном производстве выступает постановление судебного пристава-исполнителя. Поэтому и при наличии определения суда общей юрисдикции либо арбитражного суда о правопреемстве, вынесенном после возбуждения исполнительного производства, необходимо вынесение дополнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя о правопреемстве.

Смерть гражданина влечет за собой процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, которые допускают пе­реход прав и обязанностей наследодателя к наследникам.

До вступления в исполнительное производство правопреемника исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда (п. 1 ст. 20 Закона «Об исполнительном производстве»). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), поскольку в Законе «Об исполнительном производстве» не содержатся основания для приостановления производства по делу в подобных случаях, то полагаем, что по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»), для того чтобы правопреемник ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.

В гражданском и арбитражном процессах для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до его вступления, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил. Например, принадлежность должнику имущества, которое он передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.

Органы принудительного исполнения. Служба судебных приставов, организация ее деятельности. Место, роль и полномочия органов юстиции в организации и деятельности службы судебных приставов.

Судебный пристав, правовые основы его деятельности. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристав, порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов.

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей. Постановления, выносимые судебным приставом-исполнителем.

Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Вознаграждение судебного пристава-исполнителя.

Иные органы, организации и лица, исполняющие требования судебных актов и актов других органов.

Тема 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Стороны исполнительного производства, их права и обязанности. Правопреемство в исполнительном производстве.

Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве, их правовое положение.

Участие в исполнительном производстве представителей сторон. Понятие и виды представителей в исполнительном производстве, правовые основания представительства. Лица, которые не могут быть представителями. Полномочия представителя.

Участие в исполнительном производстве переводчиков и специалистов, их права и обязанности.

Участие в исполнительном производстве понятых, их права и обязанности.

Тема 4. Основания исполнения и исполнительные документы. Давность исполнения.

При изучении темы «Исполнительные документы» следует обратить внимание на следующие основные положения.

Во-первых, исполнительные документы выступают в настоящее время единственным основанием для возбуждения исполнительного производства. При этом действителен только тот перечень исполнительных документов, который указан в ст. 7 Закона «Об исполнитель­ном производстве». Вопрос о возможности применения в юридической практике перечня ст. 339 ГПК носит дискуссионный характер. Однако очень важно то обстоятельство, что в силу сложившегося правила о преимущественном действии нового закона перед ранее принятым законодательным актом по одному и тому же вопросу перечень ст. 339 ГПК вряд ли применим в современной практике исполнительного производства.

Во-вторых, перечень исполнительных документов дан в самом обобщенном виде, поэтому изучение вопросов темы предполагает знание материала гражданского и арбитражного процессуального права, гражданского, трудового, административного и налогового права, других отраслей российского законодательства. В данной теме лишний раз прослеживается взаимосвязь материального, процессуального и процедурного исполнительного права, поскольку многие вопросы регулируются не в Законе «Об исполнительном производстве», а в ином законодательстве. Закон «Об исполнительном производстве» только приводит обобщенный перечень исполнительных документов, а конкретные требования к ним установлены в соответствующих законодательных актах. Например, порядок выдачи исполнительного листа урегулирован в ГПК и АПК

В-третьих, изучение правовых процедур предполагает развитие у судебного пристава-исполнителя навыков юридической деятельности, в связи с чем, возможно, предложить оформление (написание) определенных юридических документов. Прежде всего, судебным приставам-исполнителям необходимо задавать составление определенных юридических документов, например различных видов исполнительных листов, на совершение самых разных исполнительных действий (истребование имущества, взыскание денежных средств, вселение и выселение и т.д.).

Понятие исполнительных документов. Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию, перечень которых дан в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». Для признания документа исполнительным необходимы следующие условия: 1) он должен быть указан в качестве исполнительного документа в законодательных актах; 2) уровень этого законодательного акта - федеральный закон, в связи с чем нелегитимны указания на исполнительные документы в подзаконных актах.

Значение исполнительного документа заключается в том, что он как бы аккумулирует в себе всю предшествующую юрисдикционную правоприменительную деятельность, закрепляя в своем содержании приказ и модель определенного юридического поведения.

Закон относит к исполнительным документам:

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Это первый и основной вид исполнительных документов, являющийся наиболее распространенным основанием для возбуждения исполнительного производства;

судебные приказы;

нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов,

постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

постановления судебного пристава-исполнителя;

постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Следует обратить внимание судебных приставов-исполнителей на то, почему для судебных приставов-исполнителей необходимо не само судебное решение, а только его резолютивная часть. В связи с этим следует отметить особенности деятельности судебного пристава-исполнителя, который не вправе и не должен входить в существо спора, причины конфликта, его обстоятельства. Его единственная задача - исполнить предписание суда в том виде, как оно сформулировано в форме приказа в резолютивной части решения суда.

По своим юридическим характеристикам исполнительные документы подразделяются:

во-первых, на юридические документы, которые одновременно являются правоприменительными актами и исполнительными документами (судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; постановления органов (должностных лиц), уполномочен­ных рассматривать дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов);

во-вторых, исполнительные документы, выдаваемые на основании других юрисдикционных актов (исполнительные листы, удостоверения комиссии по трудовым спорам).

Значимость данной классификации заключается в том, что судебные приставы-исполнители могут увидеть различное правовое значение тех либо иных актов органов гражданской юрисдикции - одни из них требуют выдачи исполнительного документа (решения любого суда), а другие выполняют одновременно роль и юрисдикционного акта, и исполнительного документа (судебные приказы и в основном акты несудебных органов).

Независимо от места в той либо иной приведенной классификации исполнительные документы едины по своим правовым характеристикам, требованиям, их содержанию, порядку исполнения и последствиям неисполнения содержащихся в них требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: