Тема 13. Государственное и международное регулирование торговли

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят опре­деленную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с дру­гими странами в целях:

- обеспечения экономическо­го роста;

- достижение равновесия платежного ба­ланса;

- обеспечения стабильности национальной ва­люты;

- изменения стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда;

- сохране­ния политической и экономической независимости или превос­ходства.

Существуют две основные формы внешнеторговой политики государств:

- фритредерство или политика свобод­ной торговли;

- протекционизм.

Фритредерство политика государства, направлен­ная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком.

Протекционизм политика государства, направлен­ная на защиту отечественных производителей от иност­ранной конкуренции. В своей крайней форме протек­ционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

За введение протекционистских мер в первую очередь выступают национальные производители, которые могут повысить размер прибыли, получаемой на внутреннем рынке за счет повышения цен и объемов реализации. За либерализацию внешней торговли выступают потребители, благосостояние которых уменьшается, поскольку барьеры на импорт приводят к повышению внутренних цен и сокращают объемы потребления.

В реальной действительности политика фритредер­ства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют лишь как тенденции. Так, в 50-60-е годы ХХ в. преобладала тенденция к либерализации торговли, а в 70-80-е годы наблюдалась волна протекционизма. В 90-е годы ХХ в. вновь доминировала политика свободной торговли, а с начала XXI в. и особенно после разразившегося в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса набирает силу волна нового протекционизма.

С этими двумя формами внешнеторговой политики тесно связана импортозамещающая и экспортноориентированная политика.

При проведении импортозамещающей политики, направленной на развитие отечественного производства и ограничение импорта, вводятся протекционистские барьеры, защищающие отечественные отрасли от зарубежной конкуренции на внутреннем рынке; отрасли национального производства получают прямые и косвенные субсидии, повышающие конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке.

Экспортноориентированная политика облегчает условия вывоза товаров за рубеж и ввоза сырья и комплектующих для экспортных отраслей. Барьеры во внешней торговле страны снижаются.

Одним из инструментов поддержки отечественных производителей государством является предоставление субсидий и дотаций. В этом случае часть издержек предприятия переносится на государство с целью снижения цены продукции (т.е. повышения ценовой конкурентоспособности) или, в более сложном случае, увеличения ее новизны, качества и прочих характеристик. Содействие отечественным предпринимателям может принимать как форму непосредственных денежных выплат, так и предоставления налоговых и амортизационных льгот, разнообразных кредитов, поставки товаров и услуг (например, энергоносителей) по низким ценам, участия государства в финансировании НИОКР и т.д.

Торгово-экономические партнеры страны, активно осуществляющей субсидирование, выступают против этой политики, так как конкурентоспособность их продукции, произведенной без субсидий, понижается. В этой связи субсидирование экспорта осуждается в международной торговой практике. Тем не менее, субсидии широко распространены, особенно в сельскохозяйственном производстве развитых стран.

Следует, однако, отметить, что некоторые субсидии разрешены официально. К так называемому «зеленому пакету» разрешенных субсидий относят государственное участие в финансировании НИОКР, экологических программ, программ регионального развития и т.д.

В случае если государство установило факт получения субсидии зарубежным экспортером, оно стремится защитить свой внутренний рынок и вводит компенсационную пошлину, повышающую цену товара. За последнее десятилетие ХХ в. в мире было принято 285 компенсационных мер, причем в 2/3 случаев они использовались развитыми странами против развивающихся.

В некоторых случаях экспортеры могут применить другой метод конкурентной борьбы, основанный на занижении цен, – демпинг (от англ. to dump – выбрасывать). Демпинговым экспортом признается продажа товара по цене, соответствующей любому из следующих требований: она ниже внутренней цены в стране-экспортере, либо ниже цены, по которой страна осуществляет экспортные поставки в любую другую страну, либо ниже стоимости производства в стране-экспортере. За демпингом стоит монопольное положение экспортера на внутреннем рынке, его стремление максимизировать прибыль, приводящее к повышению цен, сокращению объема спроса и появлению нереализованного излишка продукции. Это количество товара как раз и можно «выбросить» на внешний рынок по любой цене.

В этом случае государство-импортер может вводить антидемпинговую пошлину, которая повысит цену продукции и тем самым защитит внутренний рынок. За период с 1990 по 2000 гг. число принятых антидемпинговых мер в мире составило 2483, и, как показывает статистика, в 70% случаев они принимались развитыми странами и 66% мер были направлены против экспортеров из развивающихся стран.

Решения о введении компенсационных и антидемпинговых пошлин принимаются после специального разбирательства на основе принципов доказанности, адресности и срочности. Очень важен факт причинения (или угрозы нанесения) материального ущерба отрасли промышленности импортирующей страны.

Совокупность мер, регулирующих порядок ввоза и (или) вывоза товаров, установленная международным договором и (или) национальным законодательством, называется торговым режим о м. Обычно различают:

- режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - торговый режим, в соответствии с которым страны предоставляют на условии взаимности, преимущества и льготы, не менее благоприятные, чем те, которые одно из государств предоставляет в отношении товаров, происходящих из любой третьей страны;

- национальный режим предполагает предоставление таких же условий для зарубежной продукции, что и для продукции, произведенной внутри страны.

Все используемые государствами инструменты внешнеторговой политики делятся на две основные группы:

I. таможенно-тарифные ограничения;

II. нетарифные ограничения.

I.Таможенно-тарифный методгосударственного регулирования внешней торговли является старейшим и предполагает взимание таможенной пошлины (платеж в денежной форме) при пересечении товаром таможенной границы. Как следует из названия, данный метод основан на применении таможенного тарифа, представляющего собой свод ставок таможенных пошлин.

Многие государства применяют принцип эскалации таможенного тарифа, в соответствии с которым ставки импортных таможенных пошлин растут по мере повышения степени обработки изделия, т.е. ставки импортных таможенных пошлин на сырье, как правило, ниже, чем на машины и оборудование.

Таможенные тарифы бывают о д н о к о л о н н ы м и (товары облагаются единой ставкой пошлины, вне зависимости от страны происхождения) и м н о г о к о л о н н ы м и (для товаров из разных групп стран применяются разные ставки пошлин)[17].

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии.

1.По объекту обложения выделяют:

- и м п о р т н ы е - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой выполняют важную фискальную функцию;

- э к с п о р т н ы е - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются редко в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- т р а н з и т н ы е - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания классифицируют:

-а д в а л о р н ы е, исчисляемые в процентном выражении от таможенной стоимости товара. Наиболее распространенный по способу взимания вид таможенных пошлин;

- с п е ц и ф и ч е с к и е, начисляемые в фиксированном денежном значении на единицу натурального измерения товара (веса, объема, площади и т.д.). Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары;

-к о м б и н и р о в а н н ы е, или смешанные, представляют собой комбинацию адвалорных и специфических таможенных пошлин.

3. По характеру взимания различают:

- с е з о н н ы е - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- а н т и д е м п и н г о в ы е - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране;

- к о м п е н с а ц и о н н ы е – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

4. По происхождению существуют:

- а в т о н о м н ы е – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- к о н в е н ц и о н н ы е - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, таких как ГАТТ/ВТО;

- п р е ф е р е н ц и а л ь н ы е - более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые применяются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран[18].

5. По типам ставок выделяют:

- п о с т о я н н ы е, которые не могут изменятся в зависимости от обстоятельств;

- п е р е м е н н ы е, которые могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки. Они используются, например, в ЕС в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления пошлины подразделяются на:

- н о м и н а л ь н ы е - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- э ф ф е к т и в н ы е - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, который вычисляется с учетом уровня пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

II. Нетарифные ограничения (НТО) представляют собой комплекс мер, направленных на сдерживание внешней торговли и касающихся количественных, административных, финансовых, технических и прочих барьеров.

Перечень этих мер очень разнообразен. В международных классификационных схемах некоторые авторы выделяют до 800 конкретных видов ограничений.

Наиболее значимыми видами НТО являются:

1. Количественные ограничения:

· квотирование или контингентирование - установление количественных ограничений физического или стоимостного объема импорта или экспорта. Их разновидностью являются соглашения о «добровольном» ограничении экспорта меж­ду странами на определенный срок по отдельным видам товаров отраслей, на­ходящихся в кризисном состоянии. Фактически они навязываются экспортерам под угрозой жестких протекционных санкций.

· Лицензирование выдача хозяйствующим субъек­там специальных разрешений на проведение экспорт­но-импортных операций. Основными видами лицензий являются:

- автоматическая, или генеральная, по которой разрешается беспрепятственный вывоз (ввоз) то­варов, включенных в соответствующие списки, в тече­ние определенного времени;

- разовая, или индивиду­альная лицензия, разрешающая вывоз (ввоз) определен­ного товара конкретному экспортеру/импортеру с ука­занием количества товара, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможен­ного пункта, через который он должен проследовать.

· Эмбарго абсолютный и полный запрет на проведе­ние экспортно-импортных операций по отноше­нию к определенной стране или группе стран, отдель­ным видам продукции или к тому и другому одновре­менно.

2. Финансовые ограничения:

· меры валютного регулирования - разнообразные ограничения ведения валютных операций, включающие специальные схемы ведения расчетов, предварительные банковские разрешения, порядок продажи валютной выручки и т.д.;

· требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов;

· субсидии;

· финансовые льготы.

3. Технические ограничения – наиболее многочисленный вид НТО, включающие в себя:

· технические стандарты и нормы;

· государственные закупки;

· сертификацию и дополнительные требования по безопасности потребителей;

· специальные требования по маркировке, упаковке и т.д.

4. Квазитарифные меры включают в себя дополнительные сборы и налоги в виде платежей, взимаемых сверх таможенных пошлин при пересечении импортируемыми товарами таможенной границы, и внутренних налогов, таких как акцизы и налог на добавленную стоимость, повышающих цену товара.

Важным инструментом регулирования внешней торговли является механизм установления валютных курсов. С вводом фиксированного валютного курса или проведением активной политики по корректированию плавающего валютного курса, государство может воздействовать на экспортные и импортные цены и, следовательно, регулировать внешнюю торговлю. При плавающем валютном курсе снижение курса национальной валюты приводит к повышению ценовой конкурентоспособности продукции отечественного производства и стимулирует экспорт. В случае повышения валютного курса экспорт становится менее рентабельным и, следовательно, его объем уменьшается. В случае введения фиксированного валютного курса аналогичная ситуация наблюдается при девальвации или ревальвации национальной валюты.

Помимо регулирования торговли на национальном уровне, она также регулируется посредством двусторонних и многосторонних торговых соглашений, а также на мировом уровне.

В конце ХХ в. число двусторонних и региональных соглашений, регулирующих торговлю, стало быстро увеличиваться. Если в 1990 г. количество действующих официально заявленных в секретариат ГАТТ/ВТО двусторонних и региональных торговых соглашений составляло всего 20, то в 2000 г. оно возросло до 86, а в 2010 г. (по состоянию на 31.07) - до 283. Значительная часть этих соглашений касается торговли между развитыми и развивающимися странами.

На вершине системы международного регулирования мировой торговли стоит Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся центром многосторонней коммерческой дипломатии.

Система международного регулирования торговли берет свое начало с 1947 г., когда было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1947).

В основу деятельности ГАТТ были положены следу­ющие принципы:

- тарифные меры признаются в качестве единствен­ного приемлемого средства внешнеторгового регу­лирования;

- фиксация тарифов на уровне, определенном дого­варивающимися сторонами;

- прогрессивное снижение тарифов в ходе периоди­чески проводимых раундов многосторонних торго­вых переговоров и их «закрепление» на согласован­ном уровне (к 1995 г. было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в т.ч. последний - Уругвайский раунд);

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- принцип наибольшего благоприятствования.

С 1 января 1995 г. на смету ГАТТ пришла ВТО, которая функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуще­ствляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномо­чий, благодаря совершенствованию ряда процедур приня­тия решений. Ее правовую структуру составляют следующие международные договоры:

1. Многостороннее соглашение по торговле товарами включает в себя 13 соглашений. Среди них следует особо выделить Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-1994), соглашения по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер, текстилю и одежде, техническим барьерам в торговле, процедурам лицензирования импорта, субсидиям и компенсационным мерам, защитным мерам, соглашение по связанным с торговлей мерам в области капиталовложений (ТРИМС) и т.д.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

4. Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров.

5. Механизм обзора торговой политики.

6. Многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников. Они касаются проведения государственных закупок и торговли гражданскими воздушными судами.

В целом ВТО выступает за либерализацию международной торговли. Однако переговорный процесс часто сталкивается с многочисленными противоречиями, в основном, между развивающимися и развитыми странами, о чем наглядно свидетельствует безуспешный Дохийский раунд переговоров ВТО, начавшийся еще в 2001 г.. Многие страны стремятся сохранить протекционистские режимы, добиться отсрочек в либерализации и, что во многом является естественным, воспользоваться ситуацией именно в собственных интересах – защитить внутренний рынок и поддержать отечественных производителей в их стремлении выйти на внешние рынки. Не является исключением в этих процессах и наша страна, на протяжении длительного периода времени ведущая переговоры о присоединении к ВТО на более благоприятных для нас условиях.

По мнению экспертов ЮНКТАД, тенденция к увеличению числа двусторонних и региональных торговых соглашений, иногда именуемая «новым регионализмом», о которой упоминалось ранее, представляет собой опасное отклонение от многосторонности. В эти соглашения часто включаются положения, выходящие за рамки действующих правил ВТО в таких областях, как инвестиции, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции и правительственные закупки. В результате многие из этих положений ограничивают свободу действий правительственных органов развивающихся стран, мешая им проводить активную политику индустриализации и структурных преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: