Почти 3/4 всего экспорта развитых стран предназначено для развитых стран. Иными словами, страны этой группы торгуют преимущественно друг с другом. В частности, в 2004 г. США и Канада направили в развитые страны 65% своего совокупного экспорта, Япония — 43, а страны Западной Европы (ЕС плюс Швейцария, Норвегия и Исландия) — 80%. При этом обнаруживается тенденция усиления роли внутрирегиональной торговли, когда внешнеторговые поставки не выходят за пределы одного региона (Западно-Европейского, Северо-Американского, Азиатско-Тихоокеанского).
Причиной этого феномена является скрытый рост протекционистских настроений правящих кругов развитых государств. Идеология либерализации экономического сотрудничества, проповедуемая развитыми странами, входит в противоречие с реальными мерами, принимаемыми ими в своей внешнеэкономической политике и по сути направленными на ограничение притока товаров с относительно высокой долей добавленной стоимости (по сравнению с сырьем).
Дальше всех в этом направлении продвинулись США. В арсенал применяемых ими средств входят тарифные и различные нетарифные барьеры. Мало того, что в США все еще сохраняется значительное количество таможенных пошлин на ввоз разных товаров, они еще и применяются избирательно. Например, таможенные тарифы на изделия из керамики и стекла из Мексики в соответствии с соглашением НАФТА постепенно отменяются, а для аналогичных товаров из ЕС — нет. В отношении некоторых сельскохозяйственных товаров, импортируемых из ЕС, США используют тарифные квоты. Нетарифные ограничения, используемые США против ЕС состоят в следующем: требование предоставления дополнительного счета-фактуры на отдельные товары, непризнание европейского сертификата происхождения, запрет ввоза некоторых продуктов (например, изделий из непастеризованного молока), расхождения в стандартах, требование дополнительной маркировки и описания товаров и т.п. Евросоюз принимает ответные меры: устанавливает количественные квоты по некоторым товарам, запрещает импорт из США отдельных продуктов (в частности, генетически модифициро-ваных) и т.д.
Япония также устанавливает заградительные барьеры перед импортом из развитых стран: длительная процедура получения разрешения на ввоз, необходимость получения одобрения со стороны союзов (ассоциаций, федераций и т.п.) национальных производителей аналогичных товаров и т.д. Проникновение иностранных товаров в страну настолько затруднено, что США в 1990-х годах даже заключили ряд соглашений с Японией по расширению экспорта американских товаров в Японию (автомобилей, листового стекла, компьютерной техники, полупроводников и др.). Однако они носят формальный характер и практически не выполняются.