Человек имеет 2 степени свободы в орг-ции.
1) Обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существование в орг-ции формы и нормы поведения.
2) Принимать или не принимать ценности орг-ции, разделять или не разделять её цель и фил-ю.
Выделяют 4 типа поведения ч/ка в орг-ции.
Форма отношения в организации | |||
Приемлет | Не приемлет | ||
Отношение к ценностям организации | Разделяет | Преданный, дисциплинированный сотрудник | «Оригинал» |
Не разделяет | «Приспособленец» | «Бунтарь» |
Организация желает, чтобы все её сотрудники вели себя опред. образом: реш-е проблемы; подбор людей с опред. качествами.
1) Не всегда можно найти людей с опред. хар-ми.
2) Нет гарантии, что люди будут вести себя так, как желает орг-ция.
3) Требования к поведению людей могут меняться во времени.
Научение поведению - устойчивый по времени процесс изменения повед-я ч/ка на основе опыта, отражающего действия ч/ка и реакцию окружения на эти действия.
Выделяют 3 типа научения поведению:
|
|
1) связан с рефлекторным поведением ч/ка (услов./безусл. рефлексами).
2) осознанная корректировка и изменение своего поведения на базе предыдущего опыта.
3) обучение на основе наблюдения поведения.
Чему учится ч/к в орг-ции и какие стороны его поведения коррект-ся в процессе научения:
1) изучает свою функциональн. роль.
2) учится выполнению функционально-прцедурных действий
3) учится правильно понимать и занимать своё место в орг-ции.
4) учится тому, как решать собствен. задачи в орг-ции и добиваться своих целей.
Действия ч/ка, его поведение подвергается компенсации, т.е. внеш. реакции на его поведение.
Роль компенсации в научении поведению:
1) награждение за произведённый труд
2) средство удовлетворения потребностей
3) ср-во модификации повед-я ч/ка.
Для изм-я поведения ч/ка в желаемом д/орг-ции направлении важно правильно выбрать форму, тип и время компенсации.
Виды компенсации:
1) материальное вознаграждение
2) наказание
3) словесное одобрение/осуждение.
Тип компенсации (с позиции научения поведению различают 4 типа):
1) Положит. компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным д/ч-ка воздействиям.
Результат: закрепление желаемого поведения.
Форма вознаграждения различна, при этом вознаграждение чётко привязывается к желаемому поведению, следует за осуществлением желаемого поведения, соответствует потребностям ч/ка; индивидуально.
2) Отрицательная компенсация. Желаемое поведение сразу приводит к устранению не желаемых д/ч-ка обстоятельств или раздражителей.
Результат: закрепление желаем. поведения. Носит индивид. характер. Реакция окружения и руководства на поведение ч/ка должна наступать как можно быстрее.
|
|
3) Наказание. Ч/к получает негативные, неприятные д/него последствия поведения.
4) Гашение нежелательного поведения. Прекращение нежелательных действий при отсутствии на них положительной реакции.
Результат: устранение нежелательного поведения.
Время и частота компенсации. 2 подхода к выбору времени компенсации:
1) непрерывная: после каждого случая действия человека
2) переодическая: применяется д/закрепления устойчив. закрепл. поведения.
Различают 4 вида по частоте:
а) компенсация ч/з фиксированное время
б) ч/з переменный интервал времени
в) ч/з фиксир. нормы
г) в зависимости от объёма работ (перемен. нормы).