Впервые опубликовано в: Проблемы всеобщей истории. Вып.10. – Армавир, 2005. С.52-63

Библиография

Примечания


1 Разве не близок папам XI века скончавшийся недавно римский понтифик Иоанн Павел II, который посетил многие страны мира, стремясь, таким образом, к установлению единения католиков всего мира?

2 «Иерусалим – «основание мира» [Новый завет, 1998].

3 У Р. Манселли речь идет о появлении после 1000 г. самой христианской цивилизации [Материалы, 1980].

4 Впрочем, монолитность христианского суперэтноса вряд ли стоит абсолютизировать. Р. Перну пишет о том, что во время Первого похода в лагере крестоносцев-крестьян, где между собой между собой постоянно сталкивались ломбардцы, немцы и французы, «национальные различия быстро привели к возникновению распрей» [Перну Р., 2001. С.42]. Приведем и еще один яркий факт, который указывает на то, что внутренние противоречия в стане католиков вели, порой, к фактическому отрицанию самих крестовых походов, а значит, и ставили под сомнение единство христианского мира даже в кульминационный XI в.. В 1096 г. крестоносцы-французы, прибывшие в Рим были потрясены тем, что почти вся базилика св. Петра оказалась в руках сторонников анти-папы, которые выбросили из алтаря подношения пилигримов и закидали их камнями [Дуглас Д., 2003. С.32].

5 Жан де Жуанвиль отказался отправиться во второй раз с Людовиком IX в крестовый поход, заявив: «Пока я был за морем, сержанты короля Франции и Наварры грабили и разорили моих людей. И если я не останусь, чтобы защищать их, то оскорблю Господа, который все сделал, дабы спаси свой народ» [Перну Р., 2001. С.188]. Как видим, в представлении видного крестоносца XIII в., остаться дома и защищать свои владения и людей – дело более богоугодное, нежели заморский вояж в защиту веры.

Виппер Р.Ю., 1996. История средних веков. Курс лекций. – Киев.

Виймар П., 2003. Крестовые походы. – СПб.

Гегель Г.В.Ф., 2002. Христианство и Реформация. Из лекций по философии истории (I-VII) и истории философии (VIII) (1821-1831) // Мартин Лютер.95 тезисов. – Спб.

Гергей Е., 1996. История папства. – М.

Даркевич В.П., 2005. Аргонавты средневековья. – М.

Дуглас Д., 2003. Норманны: от завоеваний к достижениям. 1050-1100. – СПб.

Дударев С.Л., 2001. Учебная программа «Основные этапы всемирной истории». – Армавир.

Дударев С.Л., Лесина Т.Н., 2002. С крестом и мечом (очерки истории крестоносного движения). – Армавир.

Дударев С. Л., 2003. Методические заметки по истории, Вып. III. – Армавир.

Дударев С.Л., 2004. Методические заметки по истории. Вып.IV. – Армавир.

Дюби Ж., 2000. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’ Арк. 987-1460. – М.

Емельянов В.В., 2004. Предисловие к книге:Шамдор А., 2004. Саладин: благородный герой ислама. – СПб.

Заборов М.А., 1980. Крестоносцы на Востоке. – М.

История Европы. 1992. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. – М.

История Европы.1993. История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). – М.

Кесслер У., 1997. Ричард I Львиное Сердце: Король. Крестоносец. Авантюрист. – Ростов/нД.

Ле Гофф Ж., 1992. Цивилизация средневекового Запада.- М.

Лозинский С.Г., 1986. История папства. – М.

Материалы, 1980. Материалы реферативного сборника «Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии». – М.

Мельвиль М., 2004. История ордена тамплиеров. – Спб.

Морисон С., 2003. Крестоносцы. – М.

Неусыхин А.И., 1974. Проблемы европейского феодализма. – М.

Новый Завет, 1998. – Анахайм.

Перну Р., 2001. Крестоносцы. – Спб.

Шамдор А., 2004. Саладин: благородный герой ислама. – СПб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: