Внутренние факторы управления
Внешние социальные факторы управления
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Социальных субъектов
Анализ характеристик социального взаимодействия различных
СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Предмет социологии управления
В современной науке социальное управление изучается в разных аспектах. Социология, включая этот феномен в предмет своего анализа, реализует свою познавательную и управленческую функцию, основываясь на фундаментальных принципах социологического подхода.
к исследованию социальных явлений и процессов –
Социологический подход к управлению реализуется в исследовании социального взаимодействия между различными социальными субъектами, реализующими совместную программу или цель действий.
Структуру управленческого процесса в рамках социологического подхода можно представить следующим образом.
(социологический подход)
субъект (управляющий)–субъект (управляемый)
цель (цели) управления
(социальная макросреда)
|
|
(социальная микросреда)
(социальный эффект)
На этой основе формируется социология управления.
Объект социологии управления – управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления – управление как процесс целенаправленно организованного социального взаимодействия.
Таким образом, социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.
В число основных задач социологии управления входят следующие:
· изучение реальных фактов, составляющих социальную основу управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия люде;
|
|
· типологизация – выявление обобщающих характеристик, из огромного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные;
· выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;
· объяснение, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах;
· прогнозирование наиболее вероятных направлений развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования;
· формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Функции социологии управления:
· Познавательная функция. Ее основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем.
· Оценочная функция. Суть состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе организация системы управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
· Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
· Образовательная функция: на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.