Результаты управления

Внутренние факторы управления

Внешние социальные факторы управления

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Социальных субъектов

Анализ характеристик социального взаимодействия различных

СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Предмет социологии управления

В современной науке социальное управление изучается в разных аспектах. Социология, включая этот феномен в предмет своего анализа, реализует свою познавательную и управленческую функцию, основываясь на фундаментальных принципах социологического подхода.

к исследованию социальных явлений и процессов –

Социологический подход к управлению реализуется в исследовании социального взаимодействия между различными социальными субъектами, реализующими совместную программу или цель действий.

Структуру управленческого процесса в рамках социологического подхода можно представить следующим образом.

(социологический подход)

субъект (управляющий)–субъект (управляемый)

цель (цели) управления

(социальная макросреда)

(социальная микросреда)

(социальный эффект)

На этой основе формируется социология управления.

Объект социологии управления управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления – управление как процесс целенаправленно организованного социального взаимодействия.

Таким образом, социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В число основных задач социологии управления входят следующие:

· изучение реальных фактов, составляющих социальную основу управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия люде;

· типологизация – выявление обобщающих характеристик, из огромного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные;

· выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;

· объяснение, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах;

· прогнозирование наиболее вероятных направлений развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования;

· формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Функции социологии управления:

· Познавательная функция. Ее основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем.

· Оценочная функция. Суть состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе организация системы управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

· Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

· Образовательная функция: на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: