Эффективная и слаженная работа команды предполагает наличие определенных командных характеристик, определенного числа членов команды и распределения ролей между ними. В большинстве случаев идеальный размер команды 5-12 человек. Команда из 2-4 человек отличается неформальными взаимоотношениями, в ней довольно много времени уходит на обсуждение личных проблем и отношений. В командах более 12 человек часто образуются конфликтующие подгруппы, члены больших команд меньше ощущают на себе командный дух, для них характерны разногласия и различия во мнениях.
Долгосрочная эффективная деятельность команды предполагает принятие на себя членами команды определенных ролей. Наиболее приемлемым, на наш взгляд является деление ролей на три группы: целевые, поддерживающие и индивидуальные.
Целевые роли, принимаемые на себя членами команды, ориентированы на то, что необходимо сделать. Чтобы работа группы была выполнена, целевые роли должны исполнять либо члены команды, либо ее лидер.
|
|
1.Инициатор. Инициатор приводит в движение команду, предлагая цели для нее, определяя проблему или предлагая новую постановку проблемы, выдвигая новые идеи и предлагая новые подходы к разрешению проблемы или выполнению задачи. За время работы группы в ней может быть несколько инициаторов.
2. Предоставляющий информацию. Предоставляющий информацию разъясняет важные факты и высказывает мнения, основываясь на личных знаниях и опыте. Предоставляющий информацию может также выражать мнение по поводу того, как группа должна рассматривать ценностные установки, имеющие отношение к делу.
3. Собирающий информацию. Собирающий информацию занимается поиском фактов, необходимых для работы команды. Собирающий информацию также поощряет других предоставлять или прояснять важные факты или мнения, основываясь на их знаниях и опыте.
4. Выясняющий мнения. Выясняющий анализирует мнения, которые проясняют или отражают ценности, выраженные в предложениях других членов команды.
5. Осуществляющий проработку. Осуществляющий проработку приводит примеры и разъясняет значение предложений, а также прогнозирует их дальнейшую судьбу.
6. Координатор. Координатор планирует, сводит воедино, устанавливает связь между идеями и предложениями, интегрирует действия команды.
7. Обобщающий (ориентирующий). Обобщающий помогает команде ориентироваться, резюмируя или намеренно повторяя решения либо повторно перечисляя действия и идеи, которые обсуждались командой. Он также определяет, когда человек отошёл от предварительно установленной цели дискуссии, и подвергает сомнению его высказывания.
|
|
8. Оценивающий. Помогает группе оценить качество предложений или решений, пытаясь определить их выполнимость. Оценивающий анализирует результаты работы команды и сравнивает их затем с установленными нормами или ожидаемыми результатами.
9. Побуждающий. Побуждающий стимулирует действия команды и повышает степень активности ее членов.
10. Специалист по процедурам. Специалист по процедурам облегчает действия команды, следя за соблюдением определенных правил и инструкций.
11. Регистратор. Он ведет запись основных результатов деятельности команды и может периодически их зачитывать.
Члены команды, роль которых заключается в социально-эмоциональной поддержке (поддерживающие роли), выполняют следующие роли:
1. Поощряющий. Поощряющий поддерживает членов команды, принимая их мнения, идеи и вклад в общее дело и выражая похвалу. Содействует сплоченности группы, созданию атмосферы тепла и солидарности.
2. Миротворец. Миротворец выступает посредником и урегулирует конфликты. Миротворец способствует ослаблению напряженности, помогая членам группы сосредоточить внимание не на разногласиях, а на общем, чтобы они могли работать слаженно. Человек, принимающий на себя роль миротворца, часто прибегает к юмору и дружелюбию для восстановления гармонии в команде.
3. Ищущий компромисса. Ищущий компромисса идет на уступки для урегулирования конфликта.
4. Обеспечивающий участие. Способствует открытому общению и участию в обсуждении всех членов команды, следя за тем, чтобы каждый имел возможность выразить свои идеи и чувства.
5. Устанавливающий нормы. Устанавливающий нормы помогает группе сформулировать необходимые цели и оценить качество работы группы.
6. Комментатор (Подводящий итоги). Комментатор наблюдает за работой коллектива и записывает результаты, обеспечивает обратную связь по вопросам выполнения работы командой.
7. Исполнитель. Исполнитель прислушивается к идеям и решениям команды, принимает их и следует идеям и предложениям.
Индивидуальные роли, принимаемые на себя членами команды наносят ущерб ее работе, т.к. концентрируют внимание команды на отдельном человеке и отвлекают всех остальных от работы:
1. Агрессор. Агрессор выражает неодобрение по поводу ценностей и чувств других членов команды, используя словесные выпады против них или отпуская шутки в их сторону.
2. Создающий препятствия. Создающий препятствия выступает против идей и предложений других членов команды, выражает отрицательные мнения, воскрешает давнишние предметы споров и использует «скрытые повестки дня» для удовлетворения личных целей.
3. Ищущий признания. Ищущий признания пытается привлечь внимание к себе, хвастая личными достижениями и выражая своим поведением превосходство над другими членами команды.
4. Исповедующийся. Исповедующийся использует команду в качестве форума для самовыражения.
5. Повеса («Плейбой»), Демонстрирует цинизм и безразличие по отношению к коллективу, участвует в легкомысленных затеях и не принимает участия в деятельности группы. Словами и действиями демонстрирует свою непричастность к команде.
6. Доминирующий. Доминирующий пытается захватить власть над командой, манипулируя коллективом и отдельными членами, прерывая высказывания других.
7. Ищущий помощи. Ищущий помощи пытается добиться симпатии других членов группы, демонстрируя свою неуверенность, смущение и за мешательство, умаляя собственные достоинства.
8. Защитник особых интересов. Защитник особых интересов скрывает личные предвзятые мнения, предубеждения, выступая от лица других. Такой человек не говорит откровенно об убеждениях и ценностях или о том, как он или она взаимодействует с другими людьми или группами. Его не следует путать с человеком, который искренне и на законном основании представляет интересы других людей или групп.
|
|
9. Сторонний наблюдатель. Он держится особняком в команде и избегает общения с другими ее членами. Сторонний наблюдатель может прибегать к такому поведению, желая привлечь к себе внимание. Он редко участвует в принятии групповых решений или другой деятельности. Сторонний наблюдатель может вести себя равнодушно или отстраненно во время собраний коллектива.
Мы с вами неоднократно наблюдали и другие формы поведения, подрывающего работу коллектива. Особенно это заметно во время проведения заседаний или собраний: озабоченность личными проблемами; общение вслух или шепотом с сидящим рядом человеком вместо обращения к группе; монополизация обсуждения; демонстрация агрессивности и враждебности: выражение идей, не имеющих отношения к обсуждаемому вопросу; высказывание замечаний, умаляющих настоящую ситуацию, или восхваление прошлой ситуации; запоздалое реагирование на какой-либо вопрос во время обсуждения другого вопроса или выражение полного согласия.
Можно выделить четыре категории командных характеристик: ценности, разделение власти, личная ответственность и командные стандарты.
Ценности. Лидер и члены команды должны руководствоваться человеческими ценностями и стремиться к тому, чтобы их организация стала более эффективным и полезным корпоративным членом общества. Особенно важно, чтобы такую приверженность и такое стремление демонстрировал лидер команды. Ценности лидера и членов команды проявляются и в коммуникационных навыках (умение слушать, обратная связь), и в том, какие цели ставит перед собой команда, и в том, как она их реализует.
Разделение власти. Люди, работающие в команде, должны охотно делиться властью. Умение делиться властью важно не только для лидера, но и для других членов команды. Командная работа предполагает, что ответственность делегируется и принимается, обратная связь охотно предоставляется и воспринимается, а принимаемые решения могут не совпадать с мнением отдельных членов команды.
|
|
Личная ответственность. Совокупная эффективность команды может быть больше, чем простая сумма ее составляющих только в том случае, если члены команды проявляют определенные качества. Каждый член команды:
• Отвечает за личные действия и командные решения.
• Стремится к повышению качества своей работы (совершенствует свои навыки и делает правильный выбор в их использовании).
• Демонстрирует интерес к работе и доводит дело до конца.
• Подходит к работе и творчески, и аналитически.
• Отличается позитивным поведением при реалистичном и прагматичном подходе к работе.
Командные стандарты. Чтобы команда работала эффективно, члены ее должны выработать ряд согласованных правил и норм, на которых будут базироваться ожидания всех сотрудников. Эти нормы касаются следующих аспектов: организация работы (лидерство, планирование, координация); сбор информации; управление конфликтами; процесс принятия решений; предоставление и получение обратной связи; взыскания за неудовлетворительную работу; поощрения за хорошую работу. В эффективной команде всем понятно, кто и что делает, когда и каким образом. Итак, эффективным командам присущи следующие свойства:
1. Члены команды вырабатывают общее видение, руководствуются им и стремятся к выполнению общих целей.
2. Иерархия отходит на второй план, никто не акцентирует свое положение, поскольку каждый член команды работает над успешной реализацией общего плана или идеи.
3. Внутри команды поощряется открытая связь при соблюдении конфиденциальности за пределами команды.
4. Члены команды доверяют друг другу и уважают профессиональные и человеческие качества друг друга.
5. Между членами команды существует психологическая совместимость. Люди с удовольствием работают и отдыхают вместе.
6. Члены команды ориентированы на формирование конкретных целей и достижение результатов, а не просто на обсуждение проблем.
7. Внутри команды существуют определенные правила и нормы поведения, касающиеся распорядка рабочего времени, конфиденциальности, взаимоуважения, конструктивной критики и должного участия каждого в работе.
8. Члены команды дополняют, а не дублируют функции друг друга и готовы пожертвовать своими интересами во благо команды.
9. Внутри команды регулярно анализируется обратная связь и производится корректировка, необходимая для достижения поставленных тактических и стратегических целей.
10. Члены команды привержены общему делу, они остро ощущают свою сопричастность совместной работе и проявляют самоотдачу при выполнении заданий.
11. Консенсус между членами команды базируется не на конформизме, а достигается посредством дискуссий и поиска совместных решений.
12. Членам команды, особенно новичкам, отводится некоторое время на подготовку, необходимую для выполнения совместной работы.