Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность и применяемость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое их использование в зависимости от обстановки (ситуации).
При выборе того или иного стиля управления должны учитываться по меньшей мере три фактора:
· ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарно-правовой стиль;
· задача и насколько она четко структурирована. К решению сложных проблем надо привлекать экспертов, организовывать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль управления;
· группа (ее особенности по полу, возрасту, времени существования). Для сплочения персонала, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический или даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства.
При определении стиля управления следует иметь в виду, что главным критерием стиля является способ принятия решения. Кроме того, существуют и иные параметры, которые представлены в матрице стилей управления (см. табл.), используя которую можно с большей точностью определить стиль управления.
Матрица стилей управления
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный | Демократический | Либеральный (попустительский) |
Способ принятия решений | Решает единолично | Советует или принимает решения совместно с подчиненными | Ждет указаний руководства или решений совещания |
Сообщение информации | Доводит до сведения сотрудников часть информации | Сообщает информацию полностью | Сообщает информацию полностью |
Форма доведения решений до исполнителя | Сообщает свое решение в форме приказа | Использует форму предложения, просьбы | Действует при помощи просьбы, уговоров |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует | Отдает в руки подчиненным |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников | Подбирает профессионалов | Подбором не занимается |
Отношение к недостатку своих собственных знаний | Все знает, все умеет | Постоянно повышает квалификацию | Повышает свои знания и поощряет к этому подчиненных |
Позиция по отношению к группе | Держит дистанцию, необщителен (позиция над группой) | Дружески настроен, общителен (внутри группы) | Боится общения (в стороне от группы) |
Характер отношений с подчиненными; | Поведение диктуется настроением | Ровен в поведении (самоконтроль) | Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине | Требует формальной, жесткой дисциплины | Стремится к разумной дисциплине (дифференцированный подход) | Требует формальной дисциплины (или не уделяет ей внимания) |
Взаимодействие | Осуществляет разделение труда. Общий план только у руководителя | Ставит общую цель. Каждый знает свою работу и работу других | Ставит общую цель. Каждый рассчитывает на себя |
Оценка фактов и ситуаций | Оценивает сам или прибегает к помощи экспертов | Узнает точки зрения подчиненных и обменивается с ними мыслями | Оценка формируется под влиянием, идущих сверху или подчиненных |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных по признакам | Использует различные виды стимулов | Использует различные виды стимулов |
Контроль | Осуществляет непрерывное наблюдение | Контролирует решения и результат при самоконтроле групп | Контролирует результат (самоконтроль – индивидов/групп) |
К основным рекомендациям руководителю по совершенствованию стиля управления относятся следующие положения:
· выбор ценностных установок и личных целей;
· планирование текущей деятельности и этапов саморазвития;
· регулярный анализ достигнутых результатов;
· развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, говорить, писать;
· развитие наблюдательности и умения разбираться в людях;
· расширение общения с людьми других профессий;
· быть решительным, упорным и настойчивым;
· постоянный поиск возможностей и проявление и инициативы.