Сравнение стилей управления

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность и применяемость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое их использование в зависимости от обстановки (ситуации).

При выборе того или иного стиля управления должны учитываться по меньшей мере три фактора:

· ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарно-правовой стиль;

· задача и насколько она четко структурирована. К решению сложных проблем надо привлекать экспертов, организовывать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль управления;

· группа (ее особенности по полу, возрасту, времени существования). Для сплочения персонала, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический или даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства.

При определении стиля управления следует иметь в виду, что главным критерием стиля является способ принятия решения. Кроме того, существуют и иные параметры, которые представлены в матрице стилей управления (см. табл.), используя которую можно с большей точностью определить стиль управления.

Матрица стилей управления

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный Демократический Либеральный (попустительский)
Способ принятия решений Решает единолично Советует или принимает решения совместно с подчиненными Ждет указаний руководства или решений совещания
Сообщение информации Доводит до сведения сотрудников часть информации Сообщает информацию полностью Сообщает информацию полностью
Форма доведения решений до исполнителя Сообщает свое решение в форме приказа Использует форму предложения, просьбы Действует при помощи просьбы, уговоров
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует Отдает в руки подчиненным
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает профессионалов Подбором не занимается
Отношение к недостатку своих собственных знаний Все знает, все умеет Постоянно повышает квалификацию Повышает свои знания и поощряет к этому подчиненных
Позиция по отношению к группе Держит дистанцию, необщителен (позиция над группой) Дружески настроен, общителен (внутри группы) Боится общения (в стороне от группы)
Характер отношений с подчиненными; Поведение диктуется настроением Ровен в поведении (самоконтроль) Мягок, покладист
Отношение к дисциплине Требует формальной, жесткой дисциплины Стремится к разумной дисциплине (дифференцированный подход) Требует формальной дисциплины (или не уделяет ей внимания)
Взаимодействие Осуществляет разделение труда. Общий план только у руководителя Ставит общую цель. Каждый знает свою работу и работу других Ставит общую цель. Каждый рассчитывает на себя
Оценка фактов и ситуаций Оценивает сам или прибегает к помощи экспертов Узнает точки зрения подчиненных и обменивается с ними мыслями Оценка формируется под влиянием, идущих сверху или подчиненных
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных по признакам Использует различные виды стимулов Использует различные виды стимулов
Контроль Осуществляет непрерывное наблюдение Контролирует решения и результат при самоконтроле групп Контролирует результат (самоконтроль – индивидов/групп)

К основным рекомендациям руководителю по совершенствованию стиля управления относятся следующие положения:

· выбор ценностных установок и личных целей;

· планирование текущей деятельности и этапов саморазвития;

· регулярный анализ достигнутых результатов;

· развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, говорить, писать;

· развитие наблюдательности и умения разбираться в людях;

· расширение общения с людьми других профессий;

· быть решительным, упорным и настойчивым;

· постоянный поиск возможностей и проявление и инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: