Римская империя. Рим, основанный, по преданиям, в 753 г

Рим, основанный, по преданиям, в 753 г. до н. э., во II в. до н. э. ста­новится центром мировой державы.

Первоначально маленькое поселение, долгое время, находивше­еся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Ита­лией, а в I в. подчиняет все эллинистические государства, часть Испании, Галлию, северную Африку. Римское войско проникает и м Британию. Рим превращается в крупнейшую империю древнего мира, еще оставаясь республикой.

Новая строительная техника римлян. Римское строительное ис­кусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако на­сколько греки были тонкими художниками, настолько римляне — практичными строителями. Вкусы римлян значительно отличаются от греческих как в общем решении зданий, так и в их конструкции и убранстве. Это проявляется и в направленности архитектурного творчества, и в преобладании гражданских зданий над культовыми. Перед строительством ставятся новые задачи, для решения кото­рых уже недостаточна простая греческая конструктивная система опор и балок, в связи с чем все большее место занимают своды. Римские строители используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами, которые они приспосабливают к собственным художественным задачам.

Соединение арок с архитравной системой создает новую, типич­но римскую архитектуру. Для сооружений использовались различ­ные строительные материалы, хотя предпочтение отдавалось кам­ню. В кладке очень часто применялся кирпич и чередование слоев камня и кирпича. Кладка из камня делалась сначала «насухо» из тщательно обработанных блоков, но этот способ был скоро заме­нен более дешевым — с использованием грубо около того камня на растворе очень высокого качества. Этот раствор с щебнем в виде заполнения представлял собой строительный материал, очень по­хожий на сегодняшний бетон. В последних двух случаях стена об­лицовывалась каменными плитами. Римские строители применяли все известные к тому времени конструкции. Этрусские пилон, арка и свод были основными элементами, которые дополнялись рядом новых. Заимствованные у греков архитектурные формы подверга­лись определенной схематизации. В результате соединения арочной и архитравной систем в сооружениях, имевших несколько этажей, возникает архитектура, характерная размахом и колоссальным мас­штабом, что явилось специфическим проявлением мощи римской империи!6.с Появление новых планировочных и пространственных элемен­тов ведет к необходимости создания новых конструктивных систем. Римляне создают впервые свободные от внутренних опор монумен­тальные пространства, например Пантеон или базилика Максенция. При использовании сводчатых конструкций больших пролетов воз­никают значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть чаще решается в виде стены. Вследствие этого ор­дерная система имеет преимущественно декоративный характер.

Кладка стен римских сооружений чаще всего представляет ком­бинацию, где лицевая сторона выполняется из тесаного камня или кирпича, внутренняя часть — из грубо около того камня или литая из так называемого эмплектона. «Римляне создают ряд различных способов обработки наружной поверхности стены. Очень часто, главным образом в интерьерах, применяются и более дешевые строительные материалы: искусственный мрамор и штукатурка. Таким образом, появляется разделение окончательной поверхност­ной архитектурной отделки и строительной несущей конструкции,




выполненной из более грубых материалов. Кроме светотени, важ­ным выразительным средством в римской архитектуре становится цвет. Цвета естественных материалов (разноцветные мраморные плиты или цветная мозаика) и их комбинации помогают архитек­тору организовьивать внутреннее пространство.«Настенная живо­пись, стилистические принципы которой развиваются в течение все­го периода существования искусства древнего Рима, также всегда украшает, обогащает пространство, делает его более светлым и оп­тически увеличивает.

Конструкции и формы. Для дальнейшего развития архитектуры большое значение имела форма сводов и техника их возведения. В систему сводов римляне внесли новое не только в плане их кон­струирования, но и формы. При перекрытии больших пролетов свод создавался в виде кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись эмплектоном. Кроме цилиндрических сводов, которые полностью переносят возникающие усилия на толстые стены и ос­тавляют для освещения внутреннего помещения только торцевые стороны, использовались крестовые своды. Преимущество кресто-ього свода, возникающего при пересечении двух полуцилиндров, за­ключается в том, что усилия передаются на четыре опоры, разме­щенные по углам, а не на всю стену, окружающую внутреннее про­странство.

Наиболее значительным техническим достижением стало умение перекрывать большие пространства, в том числе вытянутые в пла­не, системой нескольких крестовых сводов. Римские строители уме­ли создавать огромные купольные своды над центричным и много­угольным в плане пространством. Различные типы и способы воз­ведения сводов над центричными пространствами можно найти в остатках виллы Адриана в Тиволи.

Очень часто в римской архитектуре появляется аркада, созда­ваемая путем замены архитрава архивольтом, форма которого следует за сводом. Это было новое гибкое соединение арочной ар­хитектуры и ордерной системы. Преимущество его состояло в том, что расстояние между колоннами не зависело от длины каменной перемычки. Обе системы объединялись так, что архитравный прин­цип становился художественным знаком тектоники, в то время как пилон, арка и стена — действительными конструктивными элемен­тами. Такое решение имеют фасады театра Марцелла и Колазея в Риме.

В целях большей выразительности и пластичности фасадов вме­сто псевдопериптора, образуемого полуколоннами или трехчетверт­ными колоннами, используются колонны, полностью отодвинутые от стены, или пилоны. Антаблемент над ними в этом случае соот­ветственно имеет выступающую часть. За колонной на стене обыч­но размещается пилястра, которая вместе с колонной поддержива­ет выступающую часть антаблемента. Такое новое решение ока­зывается архитектурно очень выразительным, так как вместо не­прерывного, спокойного антаблемента возникает ритм его высту­пающих частей,

Увеличение высоты фасада достигалось при сохранении пропор­ций колонн введением постамента под колонну. По-новому исполь­зовалась стена аттика над основным венчающим карнизом (прежде всего у триумфальных арок) с целью иметь больше места для про­славляющих победителя надписей. На многоярусных фасадах Ко­лизея и театра Марцелла в Риме ордера размещены один над дру­гим. На первом этаже используется тосканский ордер, т. е. суще­ственно усовершенствованный и ставший более утонченным этрус­ский или римско-дорический ордер, который по сравнению с грече­ским имеет больше декора.

Второй ярус решался в римско-ионическом ордере, в котором по сравнению с греческим изменились базы колонн и пропорции капители и деталей. Антаблемент не имеет таких изысканных про­порций, но богаче декорирован.

Верхним был самый легкий римско-коринфский ордер, вообще наиболее часто использовавшийся в Риме, так как четырехсторон­няя капитель и антаблемент, ритмически не связанный с расста­новкой колонн, очень стройных и богато каннелюрованных, позво­ляет иметь различные решения здания в целом. Верхний ярус ре­шался также и в композитном ордере. Его капитель составлена ю ионических волют в верхней части и коринфских лиственных венцоз внизу. Впервые этот ордер был использован на Триумфальной арке Тита в Риме и очень часто применялся в период империи.

Типы зданий. Вокруг форума обычно были сосредоточены наи­более значительные общественные здания: курия (суд), здание Се­ната, архив, базилики. Базилика, которая легла в основу поздней­ших христианских храмов, в Риме использовалась в торговых це­лях и для проведения судебных разбирательств. В плане это вы­тянутый прямоугольник, разделенный на продольные части (нефы), которых было три или пять. Средний неф заканчивается полукруг­лой нишей — апсидой и возвышается над боковыми нефами. Зна­чительной постройкой раннего периода является базилика Максен-ция на Римском форуме. Это кирпичное здание, в котором громад­ное пространство главного нефа перекрыто крестовыми сводами.

Возвращение с победой наиболее выдающихся полководцев ог-мечалось возведением триумфальных арок (арка Тита, 81 г. и ар­ка Константина в Риме).

В основе римского театра лежал греческий, однако строился он как возвышающееся над землей здание, имеющее несколько эта­жей. Действие происходило не в орхестре, а на скене. К наиболее сохранившимся относится театр Марцелла в Риме (13 г.), в кото­ром римский стиль нашел свое выражение в характерном для него соединении сводов и архитравной системы.

Специфически римскими сооружениями являются овальные ам­фитеатры, крупнейший из которых—Колизей вмещал до 80 тыс.

зрителей.

Римляне построили ряд амфитеатров, некоторые из них доста­точно хорошо сохранились (Верона, 209 г.). Цирки — это продоль­ные подковообразные сооружения для конных соревнований, подоб-




ные греческим ипподромам (Большой цирк в Риме для 250 тыс. зрителей).

Термы представляли собой обширные комплексы, где внутри прямоугольного двора с примыкающими к нему помещениями биб­лиотек и лекционных залов располагалось здание с центральным пространством (тепидарий), перекрытым куполом. К нему примы­кали помещения горячей и холодной бань. Кроме того, имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр17.

К наиболее крупным относятся термы Каракаллы и Диоклетиа­на. Термы Каракаллы могли вместить одновременно 3 тыс. посе­тителей. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать и днем, и ночью. Во II в, в Риме было построено около 170 общественных бань.

Кроме частных, принадлежавших патрициям жилых домов, ко­торые переняли у этрусского дома атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, строились и доходные дома высотой до семи этажей. Богатое архитектурное убранство имели летние по­местья, виллы и дворцы эпохи Империи, например дворец Диокле­тиана в Сплите.

Римские храмы сооружались чаще всего в виде храмовых комп­лексов (например, в Гелиополисе, сегодняшнем Баальбеке в Лива­не), на форумах, но иногда и как отдельно стоящие здания. В ос­новном они имели вытянутый прямоугольный план и были решены как простиль или периптер, однако встречаются и круглые (храм Весты в Риме, завершенный в 80 г., и храм Венеры и Ромы в Риме (135 и 307 гг.), Из центричных храмов особенно выделяется своим






пластическим решением маленький храмик в комплексе храмов Юпитера в Баальбеке.

Римляне сооружали храмы во всех городах своей обширной им­перии. Некоторые из них сохранились до наших дней во Франции, в Африке, в Сирии и в других местах.

Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский Пантеон, храм всех богов, построенный импера­тором Адрианом. Его пространство перекрыто куполом смелой кон­струкции. Диаметр и общая высота внутреннего пространства оди­наковы — 43,5 м. Для освещения в верхней части купола оставле­но круглое отверстие диаметром 9 м.

Римская архитектура в своих лучших произведениях достигает выдающегося художественного и технического уровня. Ее формы и композиционные идеи становятся основой для всего последующего двухтысячелетнего периода развития европейского строительного искусства.


Римские инженерные сооружения. К вершине строительной дея­тельности римлян относятся инженерные сооружения. Крупнейши­ми сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи, а также водопроводы и акведуки. Во II в. до н. э. только в Риме было девять больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтано-в, десятки общест­венных бань и 11 роскошно оборудованных терм. Общая длина во­доводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км. Крытый водоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные разме­ры. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и срок, при большой глубине ущелья поставленных в несколько рядов друг на друга (знаменитый акведук Понт-дю-Гард у г. Ним во Франции).

Римляне были мастерами в строительстве мостов. Некоторые из 1шх, хотя и в развалинах, сохранились до сих пор, например Траяноз мост через Дунай у Железных ворот. Запроектировал его гре­ческий архитектор Аполлодор18. Длина моста превышала 1 км, что в два раза длиннее, чем Карлов мост в Праге. Он возвышался на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Сто лет назад, когда уровень Дуная снизился до минимума, обнажились 16 мощных фундамен­тов под пилонами этого моста — существующее почти 2000 лет сви­детельство огромного искусства и технического мастерства его со­здателей.

Столица Римской империи. Рим, первоначально маленькое по­селение, находившееся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Италией, но строительные работы по-настоящему начались со времени диктатуры Цезаря (I в. до н. э.), который со­здал заново городской центр — римский Форум. Эта старая пло­щадь имела вытянутую в плане форму, через которую проходила Виа сакра, ведущая к храму Юпитера на Капитолии. Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась государственная тазна. Здесь же позже была сооружена Триумфальная арка Септимия Севера. На площади были размеще­ны триумфальные колонны и статуи. Этот любопытный комплекс не имел единой композиционной концепции, являясь результатом ряда перестроек. Здесь постоянно возводились новые здания, все более крупные по размерам и богатые по убранству.

Новые форумы уже решались на основе единого плана, в соот­ветствии с которым храм становился осевой доминантой площади, скруженной колонными залами. Строительство Рима продолжил Октавиан Август. Основные типы большинства зданий были опре­делены еще в период существования Римской республики, но толь­ко в период империи они достигли своего великолепия. Постоянное совершенствование техники возведения стен и сводов давало воз­можность получать новые решения. При Августе было реконструи­ровано и построено несколько новых римских храмов, а также воз­веден новый форум его имени, который должен был стать админи­стративным центром империи и одновременно ее символом. Прост­ранство форума Августа было ограничено с двух сторон монумен­тальными колоннадами и полукруглыми экседрами. Центральное место занимал храм Марса Ультора.

За время правления династии Флавиев наряду с Колизеем было воздвигнуто много других крупных сооружений, изменивших облик города. Это прежде всего императорский дворец на Палатине, но­вые термы, храмы и общественные здания.

Император Траян, у которого работал известный греческий ар­хитектор Аполлодор, построил форум, окруженный библиотеками и галереями. Позади форума была возведена колонна высотой 40 м, получившая имя Траяна. Колонна украшені рельефом, рас­сказывающем о победе римских легионов в Дакии. Самый крупный римский храм Венеры и Ромы, расположенный недалеко от Коли-, зея, был построен при императоре Адриане. Одновременно на Мар­совом поле выросло здание Пантеона, а над Тибром — громадный мавзолей Адриана.






Римское искусство в провинциях. В течение I—II вв. н. э. искусство Рима распространяется по всем восточным и западным про­винциям. На востоке оно соприкасается с местными традициями. По-иному оно проявляется в греческих областях, где художники, воспитанные в духе греческого искусства, старались сохранить его традиции.

Большинство новых римских городов имеет прямоугольную пла­нировочную структуру военного лагеря (Пальмира). Главные оса города (кардо и декуманус) образуют в плане крест. Обычно они имели колоннады. И в этих городах центральным пространством города был форум (Тимгад), где сосредоточивались наиболее зна­чительные гражданские и культовые здания. В период наибольше­го могущества империи римское влияние в провинциях становится настолько сильным, что во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры, амфите­атры, термы и различные инженерные сооружения. Жилые дома оборудуются с большим комфортом, украшаются живописью и мозаикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: