Рим, основанный, по преданиям, в 753 г. до н. э., во II в. до н. э. становится центром мировой державы.
Первоначально маленькое поселение, долгое время, находившееся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Италией, а в I в. подчиняет все эллинистические государства, часть Испании, Галлию, северную Африку. Римское войско проникает и м Британию. Рим превращается в крупнейшую империю древнего мира, еще оставаясь республикой.
Новая строительная техника римлян. Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне — практичными строителями. Вкусы римлян значительно отличаются от греческих как в общем решении зданий, так и в их конструкции и убранстве. Это проявляется и в направленности архитектурного творчества, и в преобладании гражданских зданий над культовыми. Перед строительством ставятся новые задачи, для решения которых уже недостаточна простая греческая конструктивная система опор и балок, в связи с чем все большее место занимают своды. Римские строители используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами, которые они приспосабливают к собственным художественным задачам.
|
|
Соединение арок с архитравной системой создает новую, типично римскую архитектуру. Для сооружений использовались различные строительные материалы, хотя предпочтение отдавалось камню. В кладке очень часто применялся кирпич и чередование слоев камня и кирпича. Кладка из камня делалась сначала «насухо» из тщательно обработанных блоков, но этот способ был скоро заменен более дешевым — с использованием грубо около того камня на растворе очень высокого качества. Этот раствор с щебнем в виде заполнения представлял собой строительный материал, очень похожий на сегодняшний бетон. В последних двух случаях стена облицовывалась каменными плитами. Римские строители применяли все известные к тому времени конструкции. Этрусские пилон, арка и свод были основными элементами, которые дополнялись рядом новых. Заимствованные у греков архитектурные формы подвергались определенной схематизации. В результате соединения арочной и архитравной систем в сооружениях, имевших несколько этажей, возникает архитектура, характерная размахом и колоссальным масштабом, что явилось специфическим проявлением мощи римской империи!6.с Появление новых планировочных и пространственных элементов ведет к необходимости создания новых конструктивных систем. Римляне создают впервые свободные от внутренних опор монументальные пространства, например Пантеон или базилика Максенция. При использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть чаще решается в виде стены. Вследствие этого ордерная система имеет преимущественно декоративный характер.
|
|
Кладка стен римских сооружений чаще всего представляет комбинацию, где лицевая сторона выполняется из тесаного камня или кирпича, внутренняя часть — из грубо около того камня или литая из так называемого эмплектона. «Римляне создают ряд различных способов обработки наружной поверхности стены. Очень часто, главным образом в интерьерах, применяются и более дешевые строительные материалы: искусственный мрамор и штукатурка. Таким образом, появляется разделение окончательной поверхностной архитектурной отделки и строительной несущей конструкции,
выполненной из более грубых материалов. Кроме светотени, важным выразительным средством в римской архитектуре становится цвет. Цвета естественных материалов (разноцветные мраморные плиты или цветная мозаика) и их комбинации помогают архитектору организовьивать внутреннее пространство.«Настенная живопись, стилистические принципы которой развиваются в течение всего периода существования искусства древнего Рима, также всегда украшает, обогащает пространство, делает его более светлым и оптически увеличивает.
Конструкции и формы. Для дальнейшего развития архитектуры большое значение имела форма сводов и техника их возведения. В систему сводов римляне внесли новое не только в плане их конструирования, но и формы. При перекрытии больших пролетов свод создавался в виде кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись эмплектоном. Кроме цилиндрических сводов, которые полностью переносят возникающие усилия на толстые стены и оставляют для освещения внутреннего помещения только торцевые стороны, использовались крестовые своды. Преимущество кресто-ього свода, возникающего при пересечении двух полуцилиндров, заключается в том, что усилия передаются на четыре опоры, размещенные по углам, а не на всю стену, окружающую внутреннее пространство.
Наиболее значительным техническим достижением стало умение перекрывать большие пространства, в том числе вытянутые в плане, системой нескольких крестовых сводов. Римские строители умели создавать огромные купольные своды над центричным и многоугольным в плане пространством. Различные типы и способы возведения сводов над центричными пространствами можно найти в остатках виллы Адриана в Тиволи.
Очень часто в римской архитектуре появляется аркада, создаваемая путем замены архитрава архивольтом, форма которого следует за сводом. Это было новое гибкое соединение арочной архитектуры и ордерной системы. Преимущество его состояло в том, что расстояние между колоннами не зависело от длины каменной перемычки. Обе системы объединялись так, что архитравный принцип становился художественным знаком тектоники, в то время как пилон, арка и стена — действительными конструктивными элементами. Такое решение имеют фасады театра Марцелла и Колазея в Риме.
В целях большей выразительности и пластичности фасадов вместо псевдопериптора, образуемого полуколоннами или трехчетвертными колоннами, используются колонны, полностью отодвинутые от стены, или пилоны. Антаблемент над ними в этом случае соответственно имеет выступающую часть. За колонной на стене обычно размещается пилястра, которая вместе с колонной поддерживает выступающую часть антаблемента. Такое новое решение оказывается архитектурно очень выразительным, так как вместо непрерывного, спокойного антаблемента возникает ритм его выступающих частей,
|
|
Увеличение высоты фасада достигалось при сохранении пропорций колонн введением постамента под колонну. По-новому использовалась стена аттика над основным венчающим карнизом (прежде всего у триумфальных арок) с целью иметь больше места для прославляющих победителя надписей. На многоярусных фасадах Колизея и театра Марцелла в Риме ордера размещены один над другим. На первом этаже используется тосканский ордер, т. е. существенно усовершенствованный и ставший более утонченным этрусский или римско-дорический ордер, который по сравнению с греческим имеет больше декора.
Второй ярус решался в римско-ионическом ордере, в котором по сравнению с греческим изменились базы колонн и пропорции капители и деталей. Антаблемент не имеет таких изысканных пропорций, но богаче декорирован.
Верхним был самый легкий римско-коринфский ордер, вообще наиболее часто использовавшийся в Риме, так как четырехсторонняя капитель и антаблемент, ритмически не связанный с расстановкой колонн, очень стройных и богато каннелюрованных, позволяет иметь различные решения здания в целом. Верхний ярус решался также и в композитном ордере. Его капитель составлена ю ионических волют в верхней части и коринфских лиственных венцоз внизу. Впервые этот ордер был использован на Триумфальной арке Тита в Риме и очень часто применялся в период империи.
Типы зданий. Вокруг форума обычно были сосредоточены наиболее значительные общественные здания: курия (суд), здание Сената, архив, базилики. Базилика, которая легла в основу позднейших христианских храмов, в Риме использовалась в торговых целях и для проведения судебных разбирательств. В плане это вытянутый прямоугольник, разделенный на продольные части (нефы), которых было три или пять. Средний неф заканчивается полукруглой нишей — апсидой и возвышается над боковыми нефами. Значительной постройкой раннего периода является базилика Максен-ция на Римском форуме. Это кирпичное здание, в котором громадное пространство главного нефа перекрыто крестовыми сводами.
|
|
Возвращение с победой наиболее выдающихся полководцев ог-мечалось возведением триумфальных арок (арка Тита, 81 г. и арка Константина в Риме).
В основе римского театра лежал греческий, однако строился он как возвышающееся над землей здание, имеющее несколько этажей. Действие происходило не в орхестре, а на скене. К наиболее сохранившимся относится театр Марцелла в Риме (13 г.), в котором римский стиль нашел свое выражение в характерном для него соединении сводов и архитравной системы.
Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры, крупнейший из которых—Колизей вмещал до 80 тыс.
зрителей.
Римляне построили ряд амфитеатров, некоторые из них достаточно хорошо сохранились (Верона, 209 г.). Цирки — это продольные подковообразные сооружения для конных соревнований, подоб-
ные греческим ипподромам (Большой цирк в Риме для 250 тыс. зрителей).
Термы представляли собой обширные комплексы, где внутри прямоугольного двора с примыкающими к нему помещениями библиотек и лекционных залов располагалось здание с центральным пространством (тепидарий), перекрытым куполом. К нему примыкали помещения горячей и холодной бань. Кроме того, имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр17.
К наиболее крупным относятся термы Каракаллы и Диоклетиана. Термы Каракаллы могли вместить одновременно 3 тыс. посетителей. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать и днем, и ночью. Во II в, в Риме было построено около 170 общественных бань.
Кроме частных, принадлежавших патрициям жилых домов, которые переняли у этрусского дома атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, строились и доходные дома высотой до семи этажей. Богатое архитектурное убранство имели летние поместья, виллы и дворцы эпохи Империи, например дворец Диоклетиана в Сплите.
Римские храмы сооружались чаще всего в виде храмовых комплексов (например, в Гелиополисе, сегодняшнем Баальбеке в Ливане), на форумах, но иногда и как отдельно стоящие здания. В основном они имели вытянутый прямоугольный план и были решены как простиль или периптер, однако встречаются и круглые (храм Весты в Риме, завершенный в 80 г., и храм Венеры и Ромы в Риме (135 и 307 гг.), Из центричных храмов особенно выделяется своим
пластическим решением маленький храмик в комплексе храмов Юпитера в Баальбеке.
Римляне сооружали храмы во всех городах своей обширной империи. Некоторые из них сохранились до наших дней во Франции, в Африке, в Сирии и в других местах.
Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский Пантеон, храм всех богов, построенный императором Адрианом. Его пространство перекрыто куполом смелой конструкции. Диаметр и общая высота внутреннего пространства одинаковы — 43,5 м. Для освещения в верхней части купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м.
Римская архитектура в своих лучших произведениях достигает выдающегося художественного и технического уровня. Ее формы и композиционные идеи становятся основой для всего последующего двухтысячелетнего периода развития европейского строительного искусства.
Римские инженерные сооружения. К вершине строительной деятельности римлян относятся инженерные сооружения. Крупнейшими сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи, а также водопроводы и акведуки. Во II в. до н. э. только в Риме было девять больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтано-в, десятки общественных бань и 11 роскошно оборудованных терм. Общая длина водоводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км. Крытый водоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные размеры. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и срок, при большой глубине ущелья поставленных в несколько рядов друг на друга (знаменитый акведук Понт-дю-Гард у г. Ним во Франции).
Римляне были мастерами в строительстве мостов. Некоторые из 1шх, хотя и в развалинах, сохранились до сих пор, например Траяноз мост через Дунай у Железных ворот. Запроектировал его греческий архитектор Аполлодор18. Длина моста превышала 1 км, что в два раза длиннее, чем Карлов мост в Праге. Он возвышался на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Сто лет назад, когда уровень Дуная снизился до минимума, обнажились 16 мощных фундаментов под пилонами этого моста — существующее почти 2000 лет свидетельство огромного искусства и технического мастерства его создателей.
Столица Римской империи. Рим, первоначально маленькое поселение, находившееся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Италией, но строительные работы по-настоящему начались со времени диктатуры Цезаря (I в. до н. э.), который создал заново городской центр — римский Форум. Эта старая площадь имела вытянутую в плане форму, через которую проходила Виа сакра, ведущая к храму Юпитера на Капитолии. Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась государственная тазна. Здесь же позже была сооружена Триумфальная арка Септимия Севера. На площади были размещены триумфальные колонны и статуи. Этот любопытный комплекс не имел единой композиционной концепции, являясь результатом ряда перестроек. Здесь постоянно возводились новые здания, все более крупные по размерам и богатые по убранству.
Новые форумы уже решались на основе единого плана, в соответствии с которым храм становился осевой доминантой площади, скруженной колонными залами. Строительство Рима продолжил Октавиан Август. Основные типы большинства зданий были определены еще в период существования Римской республики, но только в период империи они достигли своего великолепия. Постоянное совершенствование техники возведения стен и сводов давало возможность получать новые решения. При Августе было реконструировано и построено несколько новых римских храмов, а также возведен новый форум его имени, который должен был стать административным центром империи и одновременно ее символом. Пространство форума Августа было ограничено с двух сторон монументальными колоннадами и полукруглыми экседрами. Центральное место занимал храм Марса Ультора.
За время правления династии Флавиев наряду с Колизеем было воздвигнуто много других крупных сооружений, изменивших облик города. Это прежде всего императорский дворец на Палатине, новые термы, храмы и общественные здания.
Император Траян, у которого работал известный греческий архитектор Аполлодор, построил форум, окруженный библиотеками и галереями. Позади форума была возведена колонна высотой 40 м, получившая имя Траяна. Колонна украшені рельефом, рассказывающем о победе римских легионов в Дакии. Самый крупный римский храм Венеры и Ромы, расположенный недалеко от Коли-, зея, был построен при императоре Адриане. Одновременно на Марсовом поле выросло здание Пантеона, а над Тибром — громадный мавзолей Адриана.
Римское искусство в провинциях. В течение I—II вв. н. э. искусство Рима распространяется по всем восточным и западным провинциям. На востоке оно соприкасается с местными традициями. По-иному оно проявляется в греческих областях, где художники, воспитанные в духе греческого искусства, старались сохранить его традиции.
Большинство новых римских городов имеет прямоугольную планировочную структуру военного лагеря (Пальмира). Главные оса города (кардо и декуманус) образуют в плане крест. Обычно они имели колоннады. И в этих городах центральным пространством города был форум (Тимгад), где сосредоточивались наиболее значительные гражданские и культовые здания. В период наибольшего могущества империи римское влияние в провинциях становится настолько сильным, что во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры, амфитеатры, термы и различные инженерные сооружения. Жилые дома оборудуются с большим комфортом, украшаются живописью и мозаикой.