Цели экономической политики России при вступлении в ВТО

Условия участия в таможенном союзе.

Таможенный союз в правовом ракурсе.

Структура доходов от внешнеторговой деятельности.

Цели экономической политики России при вступлении в ВТО.

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ 6. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики и международным разделением труда.

Государство активно воздействует на внешнеторговый обмен, реализуя одновременно следующие группы целей своей экономической политики:

Первая группа целей определяется необходимостью поддержки внутреннего производства, связанного с выпуском новых видов товаров, защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и, необходимостью проведения мероприятий по ограничению ввоза товаров, производство которых может быть эффективно обеспечено внутри страны или имеет важ­ное социально-экономическое значение.

Вторая группа целей включает обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему и продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой рынок.

Третья группа целей носит фискальный характер. Для Российской Федерации доходы от внешнеторговой деятельности, начиная с 1992 г. были важным источником финансовых ресурсов федерального бюджета. Еще в 1992 г. были установлены таможенные пошлины как на экспортные товары, так и на импортные. Однако применение экспортных (вывозных) пошлин не является характерным для абсолютного большинства стран, включая и так называемые страны с трансформируемой экономикой, поэтому международные экономические организации не приветствуют установление экспортных пошлин. Одним из условий получения Российской Федерацией стабилизационного кредита Международного валютного фонда было принятие на себя обязательств по отказу от вывозных таможенных пошлин на экспортные товары.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» Правительству РФ было предписано отменить с 1 января 1996 г. вывозные таможенные пошлины на все товарные группы, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров. На последние товары ставки вывозных таможенных пошлин должны быть снижены. Одним из условий получения так называемого расширенного кредита в конце 1996 г. сроком на три года был отказ с 1998 г. от вывозных пошлин на углеводородное сырье (нефть и природный газ). Реализация этих мер противоречила реализации фискальной функции, поскольку не были созданы эффективные условия для формирования новой экономики несырьевого типа.

Поэтому защита национального рынка России должна использовать всю совокупность мер. В частности, документы ВТО содержат жесткие правила использования многочисленных средств внешнеторговой политики, имеющих нетарифный характер, включая такие эффективные средства торговой защиты как: количественные ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры, технические и другие барьеры в торговле.

При осуществлении внешней торговли товарами, законодательством РФ установлена возможность применение так называемых таможенно-тарифных (обычно используют понятие - тарифные) и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Под нетарифными мерами понимаются меры, затрагивающие внешнюю торговлю, но выходящие за совокупность мер, предусмотренных в нормативных актах, связанных с законодательством о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить как совокупность правил и нормативов, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъекты внешнеторговой деятельности, влияет на структуру внутреннего рынка, ограждая его от импортных поставок, по сути дела сдерживая конкуренцию и расширяя предложение (импортозамещение) отечественных товаров на этом рынке. Ограничения по экспорту дает возможность уменьшить появления дефицита товаров на внутреннем рынке, например, мазута в отопительный сезон.

Обычно выделяют два класса способов нетарифного регулирования: количественные и неколичественные (организационные и технические) ограничения. В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемые при демпинге и субсидировании).

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли) за счет применения таможенных пошлин и уравнительного налога в форме косвенного налогообложения в соответствии с национальным режимом.

«Таможенно-тарифные меры» следует понимать не только как собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, а как целый комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. В этом смысле сам термин «таможенное регулирование» по своему значению уже совокупности таможенно-тарифных мер, к которым относятся, как говорилось выше, косвенные внутренние налоги, а также правила и процедуры уплаты налогов и сборов. В табл. 1 приведены методы регулирования внешней торговли, применяемые крупнейшими странами.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: