Условия участия в таможенном союзе

Заключение международного договора о создании таможенного союза не предполагает каких-либо особенных формальностей, кроме обычно принятых в том или ином государстве правил, касающихся межгосударственных договоров. Во всяком случае, к примеру, в Конституции РФ или в ином российском законе не обнаруживается специальных правовых процедур для участия России именно в таможенном союзе.

Что касается обеспечения функционирования таможенного союза государствами-членами на внутринациональных уровнях, то соответствующие обязательства государств вытекают непосредственно из международно-правовых учредительных и иных актов, на которых зиждется таможенный союз. Это же относится и к актам, принимаемым соответствующим коллективным органом таможенного союза. Заключение международного договора (это касается и договора о таможенном союзе) обычно предполагает принятие странами-участницами необходимых внутринациональных, в том числе, возможно, и законодательных акций, и в принципе все это должно укладываться в обыкновенную внутринациональную законотворческую и административную процедуру. Какими конкретно должны быть необходимые внутринациональные меры для обеспечения работы таможенного союза, сказать заранее, разумеется, невозможно, кроме того, что они должны вытекать из договорных условий о создании и деятельности таможенного союза.

Договорное оформление создания таможенного союза может осуществляться в несколько приемов, например:

- заключение рамочного межгосударственного договора на высшем уровне, в котором декларируется создание таможенного союза; закрепление его основных целей, задач и принципов деятельности; конкретные сроки поэтапного построения таможенного союза, в том числе перехода к свободной торговле между странами-членами, сроки введения в действие единого таможенного тарифа и т.п.;

- заключение одного или нескольких дополнительных соглашений, в которых обусловливается детальный механизм разработки и введения в действие мер по свободе внутрисоюзной торговли, по разработке новых единых тарифных ставок; работы национальных таможен в новых условиях, в частности на внутренних межгосударственных границах; определение техники и статистики взимания таможенных пошлин по периметру внешних границ союза; фискальное распределение собранных пошлин между государствами-членами и т.д.

Все это возможно оговорить и в едином учредительном акте или же в нескольких документах, но принимаемых не последовательно, а одновременно, в "пакете". Все зависит от согласованных взаимных интересов государств, образующих таможенный союз.

Что касается создания конкретного Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией, то был избран путь образования такого союза в два этапа. 9 июня 2009 г. премьер-министр России В.В. Путин объявил о том, что главы правительств трех названных стран одобрили проект единого таможенного тарифа, имея в виду вступление этого тарифа в силу с 1 января 2010 г. Одновременно были одобрены предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории и завершения всех необходимых процедур к 1 июля 2011 г. При этом запланирован также некий переходный период в три года для стран-участниц по тарифам на особо чувствительные группы товаров.

С формированием Таможенного союза трех стран увязываются и выход этих стран из переговорных процессов относительно их присоединения к ВТО, и, соответственно, решение о последующем начале переговоров с ВТО о присоединении к этой организации уже "единой таможенной территории" Белоруссии, Казахстана и России в качестве Таможенного союза. Таким образом, эти "новые" переговоры, очевидно, заведомо откладываются до задействования единого таможенного тарифа и до образования единой таможенной территории. Кроме того, неопределенным фактором представляются и процедуры ведения переговоров между ВТО и таможенным союзом, как таковым, тем более что, как отмечается, в истории ВТО еще не было случаев ведения таких переговоров.

Вместе с тем с правовой точки зрения представляется полезным на данном этапе построения Таможенного союза трех стран, во-первых, проведение необходимых предварительных консультаций с Секретариатом ВТО относительно процедур переговорного процесса в новом формате и, во-вторых, основательное изучение опыта построения и функционирования Таможенного союза в рамках ЕС, с тем чтобы использовать этот опыт прежде всего при детальной разработке документации и системы будущего таможенного союза. Что касается, например, России, то для возможного обмена опытом с ЕС и проведения соответствующих консультаций в рамках действующего в силу пролонгации Соглашения 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС существуют правовые основания (в том числе ст. 16 и 78).

В заключение следует отметить, что в науке считается (и с этим трудно не согласиться) признанным постулат: в принципе таможенный союз всегда потенциально выгоден для государств-членов, но не выгоден для неучаствующих стран -"аутсайдеров". Важно при этом оптимальное определение уровня ставок единого "внешнего" таможенного тарифа, причем предположительно, что само его объединенное качество создает условия для более высокого уровня ставок, нежели дообъединительные уровни тарифов государств- членов.

Нельзя не заметить, наконец, что потенциальные экономические выгоды таможенного союза не более важны, чем очевидные значительные политико-стратегические выгоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: