Древняя Русь 1 страница

Теории

Тема: Психологические аспекты экономической

Цель: Изучить основополагающие проблемы экономической теории с позиции психологии.

Содержание лекции:

1. Экономическая психология (понятие).

2. Проблема предмета экономической науки.

3. Психологические аспекты основных экономических воззрений.

4. Психологическое содержание модели экономического человека.

Ключевые понятия темы:

Психология экономики – это теория экономических чувств, житейских страстей, жизненных ориентации и ценностей людей.

Экономика – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества.

Ликвидность – способность рынка легко поглотить реализуемые товарно-материальные ценности, ценные бумаги, при разумном изменении цены последних.


Наука развивается неравномерно. Эту, в общем-то банальную мысль подтверждает форсированное развитие в последнее десятилетие нового теоретического направления – экономической психологии. Выходят монографии, проводятся конференции и семинары, существует Международная ассоциация экономистов – психологов, выпускающая журнал «Экономическая психология».

Первая волна исследований связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его 2-х томная работа «Экономическая психология». Рассматривает экономические явления с учетом психологического подтекста.

В XX в. новая наука распространилась в Германии. «Отцом экономической психологии» в этой стране принято называть Х. Мюнстерберг. Он сделал заметный вклад в дело объединения национальной экономики и психологии. Он изучал сферу микроэкономических проблем (монотонность труда, степень справедливости получаемой оплаты и т. д.).

Вторая волна исследований развернулась в США и Франции лишь в 50-е годы. Это имена ученых: Г. Католы и П. Репольда. Они использовали психологические подходы в макроэкономике. Работы американского экономиста-психолога Г. Католы посвящены экономическому поведению потребителей и предпринимателей, в том числе иррациональности действий покупателей. Был предложен вариант классификации экономического поведения: импульсивное и традиционное (т. е. привычное).

Интересы французского исследователя Репольда затрагивают проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства. Вторая волна развития экономической психологии подобно первой не получила массового продолжения.

80-е годы принято считать началом третьей волны. Появился журнал «Журнал экономической психологии». Выходят в свет коллективные научные труды, словари, первые учебники, которые базируются на современном уровне психологических исследований. Чисто психологические концепции использовались для объяснения именно теоретических моделей экономики. Так сложилась наука, которую следует называть «Экономической психологией».

В настоящее время можно выделить два направления, которые стремятся внедрить знания психологической науки в экономические исследования. Одна из них – социоэкономика. (А. Этзиони, 1988).

Социоэкономика – экономика, опирающаяся при объяснении закономерностей экономического поведения на психологические, социологические, культурные антропологические знания об индивидуальном и социальном поведении, о процессах принятия решения и процессах сравнения, нормах и ценностях.

Другое направление – экономическая психология – предлагает учитывать при разработке экономических подходов в психологии человека, внедряя психологические знания и терминологию в исследования экономического поведения.

Первая часть термина «экономическая психология» («экономическая») подразумевает обращение с ограниченными ресурсами (расходование и сбережение времени, денег, сил) и отражает деятельность и последствия этой деятельности в денежных терминах. Вторая часть («психология») указывает на связь с человеческим опытом и поведением.

Существует несколько определений экономической психологии, но все они берут за основу тот факт, что она изучает экономическое поведение.

Экономическая психология – дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения.

Экономическая психология – психология субъекта хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений человека, нации, организации, державы.

Предметом изучения экономической психологии является латентный механизм человеческой психики, который определяет поведение личности и социальных групп в ответ на изменения таких экономических факторов, как отношение к собственности, инфляция, оплата труда, финансовый кризис, реклама.

Методологическиепринципы экономической психологии:

1. Принцип культурно-исторической экономической жизнедеятельности. Психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития государства.

2. Принцип субъективности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических дел и воплощение экономических идей, а активным субъектом, который реализует разные виды экономического поведения и вступает в экономическое взаимодействие с другими экономическими субъектами.

3. Принцип взаимосвязи экономических и социально-психологических явлений (отображение разных сторон экономической жизни и регуляции экономического поведения субъекта).

4. Принцип единения теории, эксперимента и практики. Он означает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований, выходящих из вопросов и проблем социально-экономической жизни общества.

К основным задачам экономической психологии относятся:

- резкое повышение продуктивности труда и качества продукции;

- полное использование творческого потенциала трудящихся;

- суровое требование режима государственности в использовании материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов.

Методы исследования в экономической психологии:

- лабораторный эксперимент (экономические игры);

- опросные методики.

Среди психических процессов, которые в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить:

- процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со всеми представлениями и опытом;

- формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных объектов, людей, идей;

- ожидание как оценки и неопределенное знание о будущих событиях и возможном их развитии;

- когнитивные представления;

- влияние эмоций на восприятие и оценку информации и на поведение в целом;

- процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий.

Когда в обществе происходят крупные экономические и политические изменения, то они, чаще всего, сопровождается нарастанием возбуждения, импульсивным поведением людей, дезорганизованностью. Трансформации нарушают общественное согласие. Экономисты в подобных ситуациях не могут оставаться безразличными к гипотезам социальной психологии. Если экономика, выйдя за пределы гуманитарного сектора породнилась с математикой, то союз экономики и психологии обнаруживается пока лишь в таких практических сферах, как менеджмент и маркетинг.

Развитие экономической науки выглядит в схеме следующим образом:

Развитие экономической науки привело к появлению, наряду с общей теорией, прикладной макроэкономики, предлагающей аналитические разработки и расчеты эффективности производства, сокращения безработицы; варианты решения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и многое другое.

Именно прикладная макроэкономика представляется направлением первостепенной важности. Но здесь мы обнаруживаем совершенно особенную потребность в исследовании национальной экономической специфики. Предметом анализа национальной экономики выступают особенности национального экономического поведения, специфические формы универсальных причинно-следственных связей, например, как совокупный продукт и инвестиции, влияние открытости на экономический рост, особенности национальной психологии и экономические традиции, природные и геополитические факторы; и, наконец, степень государственного вмешательства в экономику, выражаются в своеобразии экономического порядка.

Психологическую науку можно представить в виде схемы:

Если психологический метод предлагает аналитические подходы к исследованию, то экономическая психология, находящаяся в процессе становления, включает активное, практическое начало.

Экономическая психология, родителями которой являются экономика теоретическая и прикладная, и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

- побуждения или мотивы деятельности экономического человека;

- экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопительного опыта;

- бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающие из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

- экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.

Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий. Экономическая психология имеет много общего с медициной.

Методико-биологические последствия и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики. Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику.

I. Психология экономики – это теория экономических чувств, житейских страстей, жизненных ориентации и ценностей людей.

Она исследует субъективную форму существования экономических интересов, разгадывает мотивы человеческого поведения на работе и дома, в магазине и на рынке, на поприще создания личной и общественной собственности, раскрывает цели и идеалы личности, коллектива и общества.

Психология экономики как наука обращения к анализу построения индивидуального и общественного экономического сознания. Психология экономики познает мотивы гнева, возмущения, недовольства, массового психоза, разочарования и социальной апатии, когда происходит деформация «устройства души» в результате реакции человеческого сознания на неудовлетворительное состояние экономической жизни.

Психология экономики исследует те волны в общественной деятельности, где обнаруживается душевный подъем и спад, радость и тоска, вера и неверие, одобрение, принятие и неприятие как результат обращения приливов и отливов в экономике.

Экономическая психология как сфера экономического сознания – это живое, страстное дело человеческой души, движение желаний, надежд и помыслов человека, исходящих из самых насущных потребностей и интересов его экономического бытия. Она выступает как трансформатор экономического поведения, где энергия основа преобразуется в энергию действия, знания – в убеждения и поступки, интересы и стимулы – в мотивы деятельности.

Через экономическую психологию пролегают пути к возрастанию роли человеческого фактора, к экономической активности людей, к экономическому творчеству.

Анализ происходящий в обществе процессов показывает, что явный недостаток позитивных достижений проводимых преобразований в значительной мере обусловлен игнорированием их психологических элементов.

Экономика и психология сегодня, как никогда, нуждается в единстве.

Но такое понимание не нашло пока отражения в предлагаемых обществу экономических программах. Это противоречие можно объяснить рядом причин.

Во-первых, существованием в научной и политической среде идеологии «панэкономизма», когда господствует мнение, что именно экономика является необходимым и достаточным средством решения всех общественных проблем.

Во-вторых, экономика ориентирована на материальный мир, а психология – на мир идеальных явлений.

Предметы исследования экономики и психологии размещены на противоположных полюсах единой реальности – труда.

В третьих, психология длительное время была отлучена от исследования общественными методическими средствами основополагающих экономических категорий.

В четвертых, имеющиеся психологические разработки не стыкуются с принятыми экономическими категориями и понятиями, не адаптированы к экономической терминологии, что не способствует привлечению к ним внимания экономистов.

Все это ставит вопрос о рассмотрении актуальных экономических проблем с позиций психологической науки.

II. Проблема предмета экономической науки.

В последнее время в экономической науке обострилась проблема её предмета. Эта проблема не сводится к вопросу о тех или иных определениях и формулировках, а рассматривается на уровне постановке и решения серьезных и масштабных научно-методологических задач.

Проблема находит свое конкретное проявление в противопоставлении политической экономии и экономике.

Это положение в экономической науке схоже с ее состоянием в начале века, когда «… в политической экономии долгое время преобладало увлечение общими формулами, в которых современники видели выражение неизменных и вечных законов хозяйства», в последствии многие из этих законов оказались поверхностными – а иногда неправильными.

Чрезмерная склонность к широким обобщениям и абстракции имели свои последствия то, что экономическая теория мало помалу потеряла связь с реальной жизнью. Многие построения экономической теории приобрели схоластический характер чисто словесных определений, которые вращались в кругу условных терминов, не обогащая ни на йоту нашего знания действительности.

Обострившаяся в последнее время проблема определения предмета экономической науки имеет многовековую предысторию. Такое положение ставит под сомнения возможность существования абсолютных преимуществ одного из подходов к определению предмета в сравнении с другими.

Поэтому становится важным лучшее понимание возможностей и ограничений каждого из них, изучение используемых в них психологических моделей поведения человека.

III. Психологические аспекты основных экономических воззрений.

Представители немецкой исторической школы в экономической науке считали наиболее подходящим объектом анализа для экономиста народ как национально и исторически определенное, обледененное государством целое. Отдельный человек как существо общественное есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории. Что потребности, его образование и его отношение к вещественным ценностям, равно как и к другим людям, никогда не остаются одними и теми же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества.

Среди географических фактов, определяющих принадлежность индивида к обществу, выделяются природные условия, принадлежность к той или иной расе и «национальный характер».

Для англичан характерны расчетливый эгоизм, национальная гордость, чувство сословной принадлежности, мужество необходимое для самоуправления.

Французам присущи стремление к равенству, наслаждениям и новшествам, хороший вкус.

Немцы отличаются обдуманностью действий, прилежанием, гуманизмом и чувством справедливости.

Сочетание географического и исторических факторов образуют сведущие мотивы хозяйственного поведения: «чувство общности», «чувство справедливости», не исключая при этом мотивов собственного интереса субъекта.

Известный немецкий экономист, основатель социально-правовой школы А. Вагнер определял наличие потребностей как главное свойство экономической природы человека.

Выделяются 2 группы потребностей:

- потребности первого порядка, удовлетворение которых требуют инстинкт самосохранения;

- прочие потребности, удовлетворение которых обусловлено мотивом собственного интереса.

Экономической деятельностью людей управляют как чувство долга, страх перед угрызениями совести, так и стремление к деятельности как таковой, желание выгоды, надежда на одобрение и боязнь наказания.

«Различные люди, - пишет (небезызвестный) Адам Смит, - отличаются друг от друга своими естественными способностями гораздо меньше, чем мы предполагаем, и само различие способностей, которыми отличаются люди в зрелом возрасте, во многих случаях является не столько причиной, сколько следствием разделения труда. Различие между самыми несхожими характерами, между ученым и простым уличным носильщиком, например, создается, по-видимому, не столько природой, сколько привычкой и воспитанием. Во время своего появления на свет и в течение первых шести или восьми лет своей жизни они были очень похожи друг на друга, и ни их родители, ни сверстники их не могли заметить сколько-нибудь заметные различия между ними. В этом возрасте или немного позже их начинают приучать к различным занятиям. И иногда становятся заметным различие способностей, которое делается постепенно все больше, пока наконец тщеславие ученого (и с ним и потребности) оказываются признавать хоть тень сходства между ними».

Такой акцент на процессуальных, деятельностных аспектах человеческого поведения делает последовательным вывод о том, что А. Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

Решающее влияние производства, деятельности на формирование потребностей отмечал А. Маршалл:

«Каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не то, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности»

В процессе жизни у человека формируется три типа мотивации, имеющие большое значение для экономики:

- стремление к разнообразию;

- стремление привлечь к себе внимание;

- жажда признания как такового.

По мере того, как человек развивается, как его ум и страсти соединяются с умственной деятельностью, его потребности становятся все более многообразными и утонченными. И тогда в мелочах повседневной жизни он начинает желать перемены во имя перемены, его раздражает однообразие повседневности.

Понятно стимулирующее значение для экономики развития стремления человека достичь уровня и условий, позволяющих привлечь к себе внимание. Людям свойственна также жажда превосходства и признания, когда амбиции простираются от желания человека украсить одежду, чтобы не оставаться незамеченным, до прославления (надежды на прославления) своего имени научными открытиями, изобретением.

Но все многообразия стремлений экономического поведения человека формируется исходя из их полезности.

При изучении психологических аспектов различных экологических воззрений нельзя пропустить концепцию Дж. Кейнса. Согласно это концепции, по мере увеличения национального дохода растет объем потребления по последней растет медленнее, чем доход. Этому дается психологическое объяснение: «основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

По Дж. Кейнсу, большинство инвестиционных решений принимается не из рациональных соображений, а под влиянием, спонтанно возникающей решимости действовать, других, чисто психологических факторов.

Если рассматривать концепцию Дж. Кейнса детально, то:

- во-первых, она во многом основана на психологических помыслах;

- во-вторых, в ней просматриваются элементы психологических подходов к объяснению целенаправленности поведения человека.

Например, с одной стороны, принимается активность, деятельность, определяющее значение привычки, а с другой утверждается относительная ограниченность потребителей, их неравномерность. Такое сочетание характерно для модели экономического человека в современной экономической науке.

IV. Психологическое содержание модели экономического человека.

Основные характеристики модели экономического человека можно определить следующим образом:

1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.

2. Факторы, обуславливающие этот выбор, делятся на две строго облегающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения – его субъективные возможности. Предпочтения экономического человека является всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека является величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенный конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.

3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям, другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.

4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделки и не приятными в обществе нормами, традициями. Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим бедующим поступкам исключительно по их последствиям, а не по исходному домыслу. Благодаря предпосылке собственного интереса всякое взаимодействие между экономическими субъектами принимает форму обмена.

5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной – ему известны далеко не все доступные варианты действия, а так же результаты известных вариантов – и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации. Время, в течение которого необходимо принять решение, является, наряду с доходом, одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска – одним из условных ограничений.

6. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть только случайными, а не систематическими.

Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимилизации целевой функции.

Ограниченность ресурсов предполагает неограниченность потребителей. Такая неограниченность возможна, когда они возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто представляется общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергетического стимулирования сбыта.

Люди, когда им предлагают выполнить задания различной трудности, выбирают их, исходя, главным образом, из доминирующего у них вида мотивации.

Люди, которым обычно свойственно стремление к достижению успеха, предпочитают задачи средней трудности. В этом случае вероятность их выполнения достаточно высока, а затраченные не столь значительны, то есть происходит максимилизация функции успешности. Люди, которые в своей деятельности предполагают избегать неудачи, выбирают легкие задания и задачи повышенной трудности. Последнее обстоятельство объяснить можно тем, что в задачах очень высокой трудности неудача не является постыдной. Указанные закономерности были в целом подтверждены экспериментально.

Действия людей с мотивацией достижения успеха адекватно объясняются с позиций подхода конструктивной активности. Действия людей с мотивацией избежания неудачи – с позиции подхода разрядки напряжения.

Вывод: Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп. На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции. Особенное значение для экономических исследований имеет прикладная психология, её используют в разработке системы управления и маркетинга, при проведении макроанализа, в политической деятельности.

Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии. Оно оценено экономической теорией, практикой и политикой; созданы школы экономистов-психологов.

Задача экономической психологии состоит в применении психологического воздействия и разработке систем психологического воздействия на экономический мир.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие экономической психологии.

2. Психологические аспекты основных экономических воззрений.

3. Психологическое содержание модели экономического человека.

Выучить и законспектировать одну из работ:

1. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. Пер с нем. СПб., 1996.

2. Мюнстенберг Г. Психология и экономическая жизнь.

3. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

4. Дейнека О.С. Экономическая психология; социально-психолгические проблемы. СПб., 1999.

5. Китов А.И. Экономическая психология. М., 1987.

6. Лапуста М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристка/Проблемы теории и практики управления., 1994, №1.

7. Психология менеджмента/ Под ред. Никифорова Г.С. СПб., 1997.

Историю России обычно начинают с 862-го года, но история русского на-

рода началась значительно раньше. Предки русских, славяне, появились в

Европе еще в глубокой древности.

О том, где славяне жили в доисторическую эпоху, существуют различные

мнения среди ученых. За последнее время большинство из них считает, что

в ту отдаленную эпоху славяне жили в юго-западной части Европейской Рос-

сии к югу от реки Припять. Оттуда они по рекам двинулись в разные сторо-

ны - на запад, юг и восток.

В конце IV века по Р.X. восточные славяне, известные тогда под именем

антов, вели борьбу с готами под предводительством своего вождя Божа.

Все славяне в то время были язычниками и жили в отдельных поселках.

Такой поселок, огороженный земляным валом и деревянными стенами, назы-

вался городом. Из городов выделились: Киев, Новгород, Смоленск и Черни-

гов.

Славяне делились на племена с различными названиями. Во главе племен

стояли князья, которые решали военные и государственные вопросы. Но для

решения особо важных административных, законодательных и судебных дел

собирался совет всего народа (т.наз. "вече").

Князь обычно выбирался народом, и уже в те времена существовали горо-

да-республики с демократической формой правления (Новгород, Хлынов,

Псков). Свою независимость эти города потеряли в XV веке, попав под

власть великих князей московских. Нужно отметить, что в этот период в

Средней и Западной Европе были вольные города, но они не занимали такой

обширной территории, как русские города-республики. Так, например, Нов-

городская земля по площади была в два раза больше Франции.

Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они зани-

мались рыболовством, охотой и пчеловодство. Избытки своего производства

продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими

народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск

и мед.

Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних

времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С

этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам

приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда

им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под

властью других народов.

В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое го-

сударство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе

часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и

ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам

Балтийского моря, основывая всюду торговые города.

С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и тор-

говую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и

долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: