Социально-экономическое развитие Удельной Руси

В удельный период – период политической раздробленности – экономика Руси активно развивалась.

Изменения, произошедшие в основной отрасли экономики – сельском хозяйстве – сводятся к следующим положениям:

распространение двуполья на севере Руси; с ростом населения северных территорий и расчисткой все больших площадей от леса появились предпосылки к переходу от переложной системы земледелия к двупольной; данная тенденция заметнее на северо-востоке, в междуречье Волги и Оки, менее выражена в Новгородской земле; распространение двупольной системы в Нечерноземье косвенно способствовало усилению экономической самостоятельности северных и северо-восточных земель;

рост княжеских и боярских вотчин, появление церковных вотчин; рост княжеских и боярских вотчин связан, во-первых, с ростом количества князей и бояр, во-вторых, с распространением практики раздачи государственных земель боярам (в условиях жесткой межкняжеской конкуренции), в-третьих, с колонизацией новых территорий на севере и северо-востоке (есть мнение, что здесь бояре получали от князей пустые земли, а уже потом привлекали на них крестьян, что и способствовало колонизации); церковные же вотчины появляются с усилением процесса христианизации и разрешением строительства монастырей; в условиях политической раздробленности, но единой церкви каждый князь стремился заручиться поддержкой духовенства, жертвуя для него земли;

появление второй формы феодальной ренты – барщины; по мере того, как совершенствовались технологии обработки земли, увеличивались урожаи, земля становилась ценностью; вотчинники стремились как можно больше пахотной земли оставлять за собой, и как можно меньше отдавать крестьянам, в качестве платы за пользование которой принуждая их работать на барской запашке.

Развитие феодальных отношений. В период феодальной раздробленности усовершенствовалась техника сельского хозяйства. Так, например, на территории, расположенной по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота. Помимо появления барщины, которая все же была скорее исключением, чем правилом, развивалось оброчное хозяйство. В Новгородской и Владимирской землях, например, появились половники и закладники. Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка половину урожая, закладниками – крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого. В Смоленской земле были известны прощеники – крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и деньгами). Рост феодальной собственности сопровождался укреплением политической власти землевладельцев, которые имели право суда над своими крестьянами.

Эпоха раздробленности – это золотой век для древнерусских городов. Увеличивается их число и численность городского населения (по неполным данным на Руси было около 300 городов); увеличивается и количество ремесел. Посадские объединяются в профессиональные общины – прообраз цехов. В связи с упадком торговых путей приходит вупадок и транзитная торговля, но зато наблюдается рост товарооборота между городом и деревней. Развитие сельскохозяйственных технологий привело к появлению в крестьянских хозяйствах излишков, с другой стороны, растет предложение городских ремесленников и, одновременно, их спрос на сырье.

В связи с уменьшением объемов транзитной торговли пришла вупадок монетная система, на Руси наступил т.н. безмонетный период. В качестве денег использовались кожаные и меховые деньги, территориальные варианты гривны, но не широко, – еще одной причиной выхода из употребления монеты был т.н. серебряный кризис в странах Востока (именно оттуда Русь получала серебро – своих рудников не было).

Естественно, что с политическим распадом исчезла и единая система налогообложения. Судя по источникам, дань взималась как «с дыма», так и «с плуга» (т.н. поралье), т.е. с количества работников. Использовались и полюдье, и повоз, и новая форма сбора дани – погородье, связанная, вероятно, с тем, что общины свозили дань в ближайшие города, а уже оттуда ее вывозил князь.

Русские города. Число городов выросло с XI в. более чем втрое к XIII в. Даже в небольших городских центрах имелись сложные домницы для варки железа, насчитывалось несколько систем гончарных горнов и т. д. Крупные города являлись большими ремесленно-торговыми центрами, где велось значительное каменное строительство, находились великолепные храмы, украшенные каменной резьбой, водопроводы и мостовые. Наряду с ремеслом развивалась и торговля. Район сбыта продукции деревенских ремесленников был по-прежнему незначительным, сфера же сбыта городских мастеров, работавших на заказ на бояр и дружинников, достигала 50-100 км. Много городских мастеров (Киева, Новгорода, Смоленска) работало на рынок. Некоторые, правда немногочисленные, изделия расходились за сотни километров, а отдельные произведения ремесленников шли за рубеж (в Болгарию, Польшу, Чехию, Швецию). По русским землям разъезжали купцы, проходили купеческие караваны, насчитывавшие по нескольку сот человек. Галицкие купцы везли соль в Киев, суздальские купцы доставляли хлеб в Новгород и т.д. Князьям поступали разнообразные доходы с торговли: гостиная дань – с купцов (гостей), корчмиты – пошлины с корчем; мыта – пошлины за право провоза товара; перевоз – за перевоз через реку и др. Князья всё чаще включали в договоры друг с другом статью о том, что купцы имеют право свободного проезда через таможенные заставы. Наличествовала и внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме приходили «гости» из Византии и других стран. Крупные города – Новгород, Смоленск, Витебск, Полоцк заключали торговые договоры с германскими городами (договоры 1189, 1229 гг. и др.). В Константинополе, Риге, Болгаре имелись «русские улицы».

Сильно возросло политическое значение городского торгово-ремесленного населения. Ремесленники наиболее крупных городов объединялись в «улицы», «ряды» и «сотни», имели свои церкви, выстроенные в честь того или иного «святого» — покровителя ремесла, и свою казну. Ремесленные объединения собирались для обсуждения своих дел, избирали старост. Существовали свои организации и у купечества. Руководство как купеческими объединениями (такими, как гречники, ведшие торговлю с Византией, чудинцы, торговавшие с Прибалтикой, обонежцы, торговавшие с народами Севера, и др.), так и ремесленными корпорациями находилось в руках торгово-ремесленной верхушки, тесно связанной с боярской знатью.

Значительны были изменения, произошедшие в удельный период в социальной структуре древнерусского общества:

бояре получили право выхода от князей, не теряя при этом вотчин в княжестве, владетелю которого они служили первоначально; в источниках отмечаются факты формирования боярских дружин; бояре постепенно превращаются в замкнутую социальную группу, близкую князьям, – князья берут жен не только в княжеских семьях, но и в боярских, бояре свободно распоряжаются вотчинами, которые могут находиться в разных княжествах, в Новгороде и некоторых других городах посадничество фактически переходит по наследству внутри одной боярской династии;

из состава рядовичей в отдельные полупривелигированные социальные группы выделяются военные слуги князей (дворяне) и бояр (боярские дети); дворян и боярских детей следует отличать от младших дружинников – гридней (воев, отроков, детских): дружинники – изначально свободные люди, добровольно поступившие на военную службу к князю и вследствие этого потерявшие самостоятельность, дворяне же и боярские дети – изначально несвободные люди, рядовичи (возможно, даже холопы), для которых военная служба – обязанность, определенная хозяином;

число страдных холопов (т.е. тех, которые использовались на сельскохозяйственных работах) заметно увеличивается за счет смердов, закабаленных за долги (если раньше человек, не отдавший долг, отрабатывал его в качестве закупа, то теперь должник подписывал грамоту (кабалу), по которой в случае неуплаты долга становился холопом); выделяются также обельные (полные) холопы, что, по-видимому, должно означать, что существовали холопы неполные; интересно, что холоп на Руси мог иметь собственное движимое имущество, мог себе приобрести холопа, мог быть священником;

дальнейшая социальная дифференциация выразилась в том, что на все население, обязанное платить дани или оброки, распространилось наименование черных людей (черни).

Народные восстания на Руси. Усиление социальной дифференциации приводило к народному недовольству. Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно. Так, большое восстание крестьянства и городской бедноты вспыхнуло в 1136 г. в Новгороде, когда новгородцы совместно с псковичами и ладожанами изгнали князя Всеволода, который притеснял простых людей. В 1207 г. в Новгороде произошло новое крупное восстание. Оно было направлено, прежде всего, против посадника Дмитра, происходившего из семьи богатых бояр Мирошкиничей, которые занимались ростовщическими операциями. Движение, начавшись в городе, получило широкий отклик в деревне. Восставшие разгромили дворы и сёла Мирошкиничей, захватили долговые расписки, взятые ими с закабалённых «чёрных людей», и разделили между собой боярское имущество. Поводом к народному движению 1174-1175 гг. во Владимиро-Суздальской земле явилось выступление части богатых дружинников, вступивших в союз с боярством и изменивших князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Князь был убит, его замок разграблен. Власть захватили бояре. В это время вспыхнуло восстание крестьян. Крестьяне начали уничтожать представителей княжеской администрации, в основном состоявшей из дворян. Это заставило феодалов вновь искать помощи сильного князя. Местные города во главе с Владимиром, опасаясь самовластия бояр, тоже стояли за сильную княжескую власть. В конечном итоге народное восстание было подавлено. В 1146 г. после смерти черниговского князя Всеволода Ольговича, захватившего Киев, местное торгово-ремесленное население восстало и расправилось с княжеской администрацией. Киевляне вели борьбу за городские вольности, протестуя против перехода Киева по наследству к князьям черниговским. В Галицко-Волынской Руси народные движения происходили в 40-х годах XII в. Галицкий князь Владимирко Володаревич, воевавший тогда против киевского князя из-за Волыни, потерпел неудачу и потерял некоторые города. Это отразилось на отношении к нему остальных городов, которые стали поддерживать киевского князя. Когда войска последнего осадили Звенигород, горожане собрали вече и выступили против Владимирка. Но княжеский воевода подавил движение горожан. Он захватил трёх мужей, которые возглавили вече, приказал зарубить их и бросить в крепостной ров. Подняли восстание против князя Владимирка и горожане Галича. После того как галичане, принуждённые военной силой к сдаче, открыли князю ворота, он перебил многих людей, а многих казнил «казнью злою».

Итак, в период раздробленности русская экономика и социальные отношения развивались в направлении феодализации. Особенно быстрыми темпами эволюционизировало городское хозяйство. Проходили процессы социальной и материальной дифференциации населения, что приводило к обострению противоречий между различными слоями населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: