Христианизация русских земель

В 988 г. произошло одно из важнейших событий древней русской истории – Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Причины Крещения Руси различны, но все они имели тогда важное значение:

необходимость укрепления власти киевского князя. Владимир Святославич, сын рабыни, захватил власть силой, вероломно убив своего родного старшего брата Ярополка – законного киевского князя. Он пришел в Киев с наемной варяжской дружиной из Новгорода – вечного соперника Киева. Одним словом, захватив Киев, Владимир должен был сделать свою власть легитимной, привлечь киевлян на свою сторону. Сразу же после прихода к власти, в 980 г., Владимир проводит реформу языческого пантеона. Однако реформа не имела успеха. Вот тогда Владимир задумался о принятии религии, которая освещала бы единоличную власть. Вероятно, с этим связана легенда о «выборе веры»;

Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Род – прародитель всех богов. Перун был богом грома и молнии, Даждьбог – богом солнца, Стрибог – богом ветров, грозы и непогоды. Богом богатства и торговли считался Волос (Велес), он же считался покровителем скотаи являлся богом мертвых. Творцом всей человеческой культуры был бог-кузнец Сварог. Мокошь (Макошь) почиталась как богиня плодородия.

У восточных славян имелись капища, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Археологами открыто капище Перуна на Перыни под Новгородом. Заметную роль в общественной жизни играли кудесники-волхвы, ведуны и т. п. Существовал восходящий ещё к родовому строю культ предков. Останки умерших сжигали, и над ними насыпали курган. С развитием индивидуальной семьи вместо устройства родовых усыпальниц над каждым захоронением стал возводиться особый курган.

необходимость укрепления отношений с основным торговым партнером – Византией. На самом деле никакого выбора у Владимира не было, – географическое положение и историческое развитие Руси предопределяли выбор веры. Русь и Византия были издавна связаны торговыми контактами, т.к. через Русь проходил «путь из варяг в греки» и другие торговые пути. Первые киевские князья добывали себе торговые преференции в Византии силой. Но в последующие десятилетия Византия усилилась, и Русь воевала с ней уже только на границах. С другой стороны, Византия была заинтересована в лояльной по отношению к себе власти в Киеве, чтобы обеспечить непрерывность торговли по рекам Русской равнины и помощь в войнах с кочевниками;

необходимость консолидации восточнославянских племен. Население Киевской Руси, различное по своему происхождению, поклонялось множеству богов. Принятие религии единобожия должно было консолидировать население;

Формирование древнерусской народности. В результате слияния восточнославянских племён постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры). О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности. Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др. По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки. Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.

Идея единства Руси проникла в народное былинное творчество. Та же идея нашла отражение в «Повести временных лет», посвящённой истории «Русской земли», в «Хождении» игумена Даниила, который, будучи в Иерусалиме, вспоминал «Русскую землю», в словах «Поучения» Владимира Мономаха: «...добра хочу братье и Русской земле». Сознание единства Руси чувствуется в памятниках международного права: например, в договорах с Византией, заключавшихся от имени «всех людей Русской земли».

наличие множества христиан в Киеве. Еще после похода киевских князей Аскольда и Дирана Константинополь(866 г.) в русских землях, по сведениям византийских источников, была образована епархия по просьбе самих русов. Известно, что при первых князьях в Киеве уже были христианские церкви. Княгиня Ольга крестилась сама. В дружине Владимира были христиане уже в начале его правления. Есть мнение, что Владимир был вынужден креститься, поскольку большинство его дружинников были христианами. Во всяком случае, не подлежит сомнению факт того, что среди влиятельных киевлян было множество христиан, что также заставляло Владимира думать о перемене веры.

Одной из особенностей христианизации Руси был ее насильственный характер. Миф об исконности православия на Руси был внедрен позднее усилиями церкви и государства, на церковь опиравшегося. В источниках зафиксировано множество фактов насильственного крещения, особенно северных и северо-восточных территорий. С этим связана и вторая особенность христианизации – ее постепенность. В 988 г. были крещены лишь киевляне, процесс крещения остального населения Руси растянулся, по меньшей мере, на два с лишним столетия. Чтобы облегчить и убыстрить процесс христианизации, русская церковь шла на уступки, закрывая глаза на то, что крещеные славяне продолжали проводить языческие обряды. В результате сформировалась еще одна характерная черта русской христианизации – двоеверие (сочетание черт христианства и язычества в религиозной практике простого народа).

С принятием христианства начала складываться структура русской церкви. Поскольку Русь приняла христианство из Византии, верховным владыкой всех русских христиан считался константинопольский патриарх. Непосредственным главой русской церкви был киевский митрополит (назначался патриархом, как правило, из греков или болгар). В русской митрополии были образованы церковные округа – епархии (не совпадали с территорией уделов) во главе с епископами (также назначались патриархом). Центрами христианизации с середины XI в. стали монастыри.

Представляется возможным выделить следующие этапы христианизации Руси:

1) конец X – середина XI вв. Основное содержание этапа: крещение Киева (988 г.); учреждение митрополии в Киеве (первым митрополитом по версии историков церкви стал Михаил); затем – крещение южных (район Переяславля), северных (район Новгорода), северо-восточных (район Ростова и Мурома) территорий. К концу этапа было образовано 6 епархий;

2) середина XI – середина XII вв. На этом этапе были крещены жители северо-западных и центральных районов (территория проживания кривичей – район Смоленска и Полоцка). К концу периода было уже 12 епархий. Были построены первые монастыри. Произошло разделение христианской церкви на православную во главе с патриархами и католическую во главе с римским папой (1054 г.). Произошло и несколько конфликтов между константинопольским патриархом и киевским князем, стремившимся контролировать митрополита. Дважды они заканчивались изгнанием назначенных из Византии митрополитов и назначением на их место князем русских митрополитов (1051 г. – Илларион; 1148 г. – Климент);

3) середина XII – середина XIII вв. На этом этапе были крещены крайние западные и восточные окраины Руси, епархий стало 16. Произошло несколько конфликтов внутри РПЦ (неудачная попытка Андрея Боголюбского учредить митрополию во Владимире (1162 г.); конфликт между митрополитом Климентом и новгородским епископом, завершившийся установлением автокефалии новгородской церкви в 1165 г. (новгородский архиепископ начал избираться на вече). К середине XIII столетия количество монастырей увеличилось до 80.

Степень влияние христианства на русскую культуру. Одинаково неприемлемыми являются две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них считают византийскую цивилизацию единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское искусство – провинциальной ветвью византийского искусства. Противоположная концепция состоит в отстаивании полной самостоятельности древнерусской культуры, в признании ее свободной от каких бы то ни было внешних влияний.

Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Оно проявляется в литературе, иконописи, музыке, скульптуре и т.д. и т.п. Но никакого засилья византизмов в древнерусской культуре не было. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытали широкие слои населения. Особенно сильно это влияние проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Светская культура была затронута им слабее, хотя переводная светская литература получила в Древней Руси широкое распространение. Если в архитектуре с середины XII в. византийское влияние ослабевает, то в живописи оно было длительным и устойчивым.

Итак, после т.н. Крещения Руси начался процесс христианизации русских земель, растянувшийся на два с лишним столетия. Этот процесс характеризуется постепенностью, насильственным характером и формированием двоеверия. Христианизация Руси осуществлялась в государственных интересах.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: