Проблема обучения и развития в ПП

Фактически это самая главная проблема ПП. Материал объёмный, сегодня только начнём.

Три основных понятия: обучение, учение и развитие.

Обучение — это передача опыта предшествующих поколений последующим и усвоение этого опыта. Опыт здесь — это ЗУН, система межличностных отношений, социальные традиции и вызываемые ими переживания и т.д. Т.е. это всё, что закрепляется в поведении и психики человека. Т.о. это двусторонний процесс. В учебном заведении он разделён между преподавателем и учеником.

Учение — это те процессы, которые происходят в познавательной деятельности того, кто учится, кто познаёт. Хотя учитель тоже учится.

Развитие — это изменение самого субъекта учения (изменение ученика).

Аккуратность как система навыков и аккуратность как качества личности — разные вещи. Научить можно кого-угодно чему-угодно. Зайца можно научить играть на гитаре, но изменится ли при этом заяц? Не делать что-либо без дополнительных напоминаний, требований и т.п.

Ребёнок, умеющий читать, и ребёнок читатель — также разные вещи. Читателя характеризуют потребность в чтении, избирательность, находит не только значения, но и смыслы в любом произведении (что хотел передать автор), он компетентен в области чтения.

Обучение и развитие связаны друг с другом. Расширяя эрудицию ребёнка, меняет ребёнка. Изменение интересов, качеств и др.

Процесс развития изучался в естествознании, соц. науках, во всех науках о человеке.

Основные характеристики процесса развития.

1. процесс развития — поступательные прогрессивные изменения в Л человека и в другом. Это неточное определение. Процесс развития включает в себя процесс эволюции и процесс инволюции. Одни процессы эволюционируют, другие изживают себя. Например, формы игры. Манипулятивная игра (вертит в руках игрушку) → предметная форма (действия с предметами) → сюжетная игра → сюжетно-ролевая игра → игра по правилам. Т.о. уходит одна форма игры, ей на смену приходит другая, она осталась в недрах пришедшей игры.

2. зарождение нового в недрах старого и сохранение старого в новом, но с другой функцией.

3. движение от относительно простых образований к более сложным. Первая форма памяти: запечатление, или импринтинг (по модальностям эмоциональная зрительная). Образная память. Вербально-логическая (включает в себя и образную память и запечатления). Движение этой функции идёт от простого к сложному.

4. движение от дорефлексивных и без рефлексивных процессов к рефлексивным.

5. от непроизвольных процессов к произвольным.

Подросток может сказать не только, что он выучил, но и как он учил. Младший школьник обычно не может ответить, как он учил.

6. необратимость развития. Мы не можем вернуться на прежние этапы развития. Сензитивные периоды. Невозможен даже при распаде психической деятельности (распад того, что человек уже достиг, а не поведение из-за нехватки опыта у ребёнка).

Психолог фиксирует ход развития возникновением новообразований. На сколько это новообразование изменило психику ребёнка и его взаимоотношения с окружающей его действительностью.

1. комплекс оживления. Ребёнок вступает в контакт со взрослым, он не ждёт от них только ухода. Это ответ на появление взрослого, ребёнок приглашает взрослого к общению.

2. отделение своих и чужих (плачет при появлении чужих людей), т.е. дифференциация человеческих лиц. При шизофрении распад узнавания лиц происходит раньше, чем распад узнавания других предметов.

3. указательный жест. Это знаковое, символическое действие. Отсюда начинается знаковое развитие других систем.

4. первое слово (автономное) в языке ребёнка, при котором его понимают.

5. появление слова «я», это начало зарождения образа-Я, начало идентификации личности, отделение себя от других.

6. начало образования образа-Я. Сначала выделение себя по внешности, потом по привычкам и переживаниям. Из образа-Я вырастает Я-концепция.

Это видимые вехи развития. Выделяются и другие, невидимые вехи.

Развитие не может дать достаточно отчётливой картины об этом процессе у человека в детском возрасте. Возражая Пиаже относительно незыблемости законов развития, Выготский выделил два типа развития: актуальный уровень развития, зона ближайшего развития (те функции, которые находятся на таком этапе созревания, когда они очень близки к актуальному уровню и когда достаточно малейшего действия другого человека, которое неожиданно актуализует эту зону).

Развиваются в любом случае не отдельные функции, а система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: