Цели научной деятельности | Суть |
теоретическое объяснение (описание) определенного явления, | есть теория, в которой надо описать новое явление, существующее в практике |
построение новой концепции (теории) | создание научной работы, отличной от традиционных |
прикладное монодисциплинарное» исследование | решение практической задачи на основе теории |
прикладное «комплексное» исследование | решение практической задачи на основе интеграции разных теоретических представлений |
оптимизация существующих практик | совершенствование практик на основе определенных теоретических представлений и схем, которые еще надо построить |
конституирование новой практики | научно-обоснованная трансформация практики |
Выбирая методы исследования, необходимо иметь в виду возможность использования общенаучных, специальных (используемых в нескольких науках) и специально-юридических методов (см. таблицу 4).
Общенаучные методы обычно делят на три группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и т.п.).
|
|
Специально-юридические методы включают в себя следующие:
1) Методы собирания, распределения и проверки фактического материала. Сюда входят формально-юридический метод, или интерпретация нормативных актов (работа с текстом, толкование нормативных и иных актов), юридико-социологический метод (применяется при изучении отдельных сфер деятельности правовых и государственных институтов, их результативности на основе наблюдения, анкетирования, опроса, интервьюирования), социально-правовой эксперимент (опытная проверка целесообразности и эффективности нормативного юридического акта, действие планируемых решений), методы юридической статистики.
2) Методы обработки фактического материала. Они включают нормативно-догматический анализ (технико-юридический анализ), метод сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения, историко-юридический метод. В рамках сравнительного исследования существуют свои приемы, в частности, территориальное исследование, то есть сравнение аналогичных юридических институтов в разных странах, административно-территориальных единицах; хронологическое исследование, когда один и тот же институт рассматривается на различных временных отрезках.
Таблица 4
Характеристика основных методов научных исследований [8]
|
|
общенаучные | специальные | специально-юридические |
Диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении | Системный – метод рассмотрения объектов как систем, раскрытия целостности объекта, выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину | Сравнительно-правовой – метод изучения правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основополагающих принципов и т.п. |
Анализ – метод реального или мысленного «расчленения» сложного объекта на его составные элементы | Сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения сопоставимых объектов общее и особенное в них, ступени и тенденции их развития | Правовой эксперимент – метод апробации законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах |
Синтез – метод соединения однородных или различных элементов, существующих в разных контекстах, но имеющих некую единую точку пересечения, в единое целое | Структурно-функциональный - метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его внутреннего строения и функций | Правовой прогноз – метод изучения конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений |
Индукция – метод восхождения от фактов к гипотезе, общему утверждению | Статистический - метод исследования, состоящий в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества | Формально-юридический - метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами общественной жизни (экономикой, политикой и т.д.) |
Дедукция - метод восхождения от общего к частному | Математический - метод исследования, состоящий в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов | Технико-юридический анализ - метод исследования, используемый для анализа различных юридических документов в соответствии с правилами и требованиями юридической техники |
Аналогия – метод познания предметов или отношений путем их сравнения и выявления сходства, подобия | Конкретно-социологический - метод, состоящий в исследовании явлений на основе фактических данных, собранных путем опроса, анкетирования, интервьюирования респондентов, а так же непосредственного наблюдения за объектом исследования | |
Абстрагирование – метод отвлечения от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях | Кибернетический - метод исследования, состоящий в сортировки и систематизации имеющихся данных с помощью компьютерных возможностей, а так же для воспроизведения или прогнозирования тех или иных процессов | Толкования - метод исследования различных текстов и содержащейся в них информации (символы, иносказания, экстраполяции, безэквивалентная лексика, неясности, утрата части текста и т.п.) в соответствии с правилами и способами герменевтики |
Моделирование – метод построения и изучения моделей реально существующих предметов и явлений | Исторический – метод исследования, состоящий в изучении различных этапов развития государственно-правовых явлений, событий, институтов и выявлении особенных и характерных черт каждого этапа для определения тенденций и закономерностей эволюции исследуемых объектов. |
Не следует при характеристике структуры и содержания работы указывать названия ее частей, для этого существует оглавление. Во введении нужно определить рамки исследования, в том числе хронологические. Оптимальным будет обозначение вопросов темы, которые не нашли своего отражения или слабо освещены в курсовой работе.
|
|
Заключение служит логическим завершением курсовой работы. В нем в соответствии с поставленными вначале задачами формулируются выводы, подводятся итоги проведенной работы, делаются методические рекомендации. В заключении необходимо указать не только то положительное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы практического характера, а также конкретные рекомендации относительно их устранения. Кроме того, рекомендуется отражать в заключении перспективы дальнейшего исследования темы.
Завершая написание курсовой работы, необходимо систематизировать иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии договоров, самостоятельно разработанные документы, например, локальные правовые акты и т.д.). Лучше всего их оформлять в виде приложений. Текст курсовой работы должен не только включать отсылку к соответствующему приложению: например, (См.: Приложение 1), но и пояснять его содержание.