Система цен — это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы, несет строго определенную экономическую нагрузку.
Классификация видов цен:
1. В масштабе обслуживаемых рынков:
- мировые цены, формирующиеся на международном рынке;
- национальные (внутренние) цены, которые наиболее полно отражают конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;
- внешнеторговые цены — обслуживают обороты импортируемой и экспортируемой продукции.
2.В сфере национальной экономики:
- производственные цены, по которым производители поставляют товар оптовым торговцам крупными партиями. Подобная цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек плюс ожидаемая прибыль. В странах с развитой экономикой производственная цена составляет 40-60 % от розничной;
- оптовые цены — это цены, по которым реализуются большие партии товаров, уже поставленных предприятиями оптовым фирмам. Такая цена равна производственной плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы, плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60-70 % от розничной;
|
|
- розничные цены соответствуют ценам продажи товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Данная цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы, плюс ее прибыль.
3. По степени жесткости регулирования государством:
- рыночные (свободные) цены — это цены, по которым идет купля-продажа на данном рынке в данное время. Они свободны от прямого вмешательства государства;
- регулируемые цены. Изменение их допускается в определенных пределах, регулируемых государством. Цены этого вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь и др.).
4. По способу установления фактических сделок:
- твердые цены фиксируются в договоре купли-продажи и не изменяются в течение всего срока действия этого договора. Как правило, используются при сделках, предусматривающих немедленную или краткосрочную поставку товаров;
- базисная цена формируется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество (сорт) отличается от оговоренного в контракте поставки. При этом предусматриваются скидки и надбавки на цену продукции;
|
|
- подвижные (скользящие) цены исчисляются в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Они могут быть пересмотрены и в случае изменения условий, оговоренных в контракте;
- контрактные цены — это цены, по которым товар может быть продан. Однако в результате переговоров покупателя и продавца часто происходит снижение цены, для чего в величину контрактной цены заложен небольшой резерв. Поэтому иногда такой вид цен подразделяют на цены продавца и покупателя. Контрактная цена может быть твердой (фиксированной), которую окончательно устанавливают в момент подписания контракта;
- цена купли-продажи (фактурная цена) определяется условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для обозначения которых используют целый ряд условных обозначений (например, «франко», когда продавец обязан доставить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, таможенные и страховые расходы включаются в цену товара – ИНКОТЕРМС).
5. По характеру ценовой информации:
- номинальные (справочные) цены публикуются в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал). Подразделяются на цены прейскурантов и цены предложений (устанавливаются производителем на специально заказанную продукцию без согласования с потребителями);
- биржевые цены — цены по сделкам, заключаемым с использованием посредника — биржи.
6. По типам рынков:
- цены спроса — складываются на том или ином рынке в результате свободных рыночных отношений конкуренции, спроса и предложения;
- монопольные цены — это цены, устанавливаемые монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров, а ниже — при закупке сырья и материалов для их производства, приобретаемых у других фирм и поставщиков. В особенности характерны для монопольного рынка;
- экспортные цены, на уровень которых влияет множество факторов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны-импортера. Они формируются на основе так называемых базисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, а также обязанности продавца по оплате расходов на транспортировку и страхование продукции.