Наименование тем
| Содержание материала
|
|
|
Введение
| Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.
|
Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.
|
Тема 1.
Сущность и содержание современного менеджмента
| Менеджмент как наука и искусство.
|
Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система.
|
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный.
|
Их сущность и основные отличия.
|
Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.
|
Виды менеджмента.
|
Тема 2.
Организация и ее среда
| Организация как объект менеджмента.
|
Основные принципы построения организационных структур.
|
Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.
|
Внутренняя среда организации.
|
Внешняя среда организации:
|
Факторы внешней среды организации прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы;
|
Факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
|
Тема 3.
Цикл менеджмента
| Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности.
|
Основные составляющие цикла менеджмента.
|
Характеристика функций цикла.
|
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
|
Тема 4.
Планирование и организация деятельности коллектива
| Роль планирования в организации.
|
Формы, виды планирования.
|
Основные стадии планирования.
|
SWOT-анализ.
|
Стратегическое (перспективное) планирование.
|
Процесс стратегического планирования:
|
миссия и цели,
|
анализ внешней среды,
|
анализ сильных и слабых сторон,
|
анализ альтернатив в выборе стратегии,
|
управление реализацией стратегии,
|
оценка стратегии.
|
Тема 5.
Мотивация и потребности
| Мотивация и критерии мотивации труда.
|
Мотивационный ресурс компании, практика осознания, формирования и управления.
|
Индивидуальная и групповая мотивация.
|
Ступени мотивации.
|
Правила работы с группой.
|
Первичные и вторичные потребности.
|
Потребности и мотивационное поведение.
|
Мотивация и иерархия потребностей.
|
Процессуальные теории мотивации.
|
Тема 6.
Руководство и власть
| Власть и влияние.
|
Методы влияния, их содержание.
|
Личность менеджера.
|
Темперамент, его влияние на личность.
|
Личность и толпа.
|
Власть и партнерство.
|
Лидерство и власть.
|
Стили руководства в управлении.
|
Система методов управления.
|
Имидж менеджера.
|
Самоменеджмент.
|
Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.
|
Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение
| Понятие общения и коммуникации.
|
Коммуникативные каналы.
|
Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная.
|
Эффективная коммуникация.
|
Функции и назначение управленческого общения.
|
Условия эффективного общения.
|
Тема 8.
Деловое общение
| Правила ведения бесед, совещаний.
|
Планирование проведения данных мероприятий.
|
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
|
Факторы повышения эффективности делового общения.
|
Тема 9. Управленческое решение
| Типы решений и требования, предъявляемые к ним.
|
Методы принятия решений.
|
Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
|
Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.
|
Тема 10.
Контроль и его виды
| Контроль, понятие и сущность.
|
Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
|
Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный.
|
Тема 11.
Управление конфликтами и стрессами
| Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации.
|
Природа возникновения конфликта
|
Сущность и классификация конфликтов.
|
Конфликты в коллективе.
|
Причины и виды конфликтов.
|
Методы управления конфликтами.
|