Стадия - подготовка к защите проекта

На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см х 100 см) в виде "раскладушки", которые соответствуют 2-5 стадиям работы команды над проектом.

На выносных стендах могут быть представлены фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые наглядно и образно могут представить суть проекта.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 - 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.

Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарий выступления обучающихся, отрабатывается умение отвечать на вопросы оппонентов.

В это же время тщательно готовится папка документов, в которой более полно и доказательно представляется логика работы над проектом, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где обучающиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

Стадия - рефлексия

Главная цель этого этапа - анализ самими командами стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.

По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.

Планирование деятельности в детском объединении

Важное место в работе организатора детского движения занимает планирование деятельности детского объединения. В данном разделе организатор детского движения получит ответы на вопросы, что такое планирование, зачем оно необходимо, какие виды планирования эффективны для общественной деятельности.

Именно планирование собственной деятельности, Совета объединения и общественного объединения или всей организации в целом позволяет:

- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи организации;

- проводить сравнительную диагностику или мониторинг эффективности деятельности организации по самым разным основаниям. Например: «изучение лидерского и творческого потенциала участников детского объединения», «состояние работы органов самоуправления в первичных коллективах», «эффективность обучения актива и лидеров детских общественных объединений»;

- целенаправленно отбирать содержание и средства, организационные формы деятельности детской инициативы; проектировать и программировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движения в развитии первичных детских объединений, всей организации в целом, с учетом происходящих индивидуальных изменений участников детских общественных объединений;

- видеть перспективы собственного самосовершенствования, общечеловеческого и социально-педагогического.

Как планировать свою работу?

Наиболее важный этап при планировании деятельности -это этап определения целей и задач. То есть того, что мы хотим достичь за определенный период, ради чего мы намерены действовать. От того, что мы хотим получить, будет зависеть и то, что мы предпримем, и как это будем делать. Таким образом, при планировании работы необходимо четко знать, какой результат мы ожидаем. Например, цели могут быть следующие: привлечь новых людей в объединение; поднять его авторитет у родителей, учащихся и т.д. Для достижения каждой из перечисленных целей необходимы свои специфические дела и мероприятия.

Если общественное объединение находится на достаточно высоком уровне развития, (наличие взаимосвязанных подструктур), общая цель (всей организации) и частные цели (структур) не должны противоречить друг другу, а более того, цели структурных подразделений должны работать на достижение единой общей цели.

Когда цель деятельности определена, переходят к следующему этапу деятельности - планированию.

План работы - это не просто перечень дел. Это продуманная программа жизнедеятельности общественного объединения с учетом желаний и возможностей членов организации, целей и задач, которые вы ставите перед собой, а также с учетом имеющихся ресурсов.

Как составить план? Например, членам объединения дается задание подумать, какие крупные дела провести в учебном году, и что нужно сделать для их подготовки в организации в целом и в каждом структурном подразделении (органе) в отдельности. Составляя план, не забудьте предусмотреть в плане учебу актива, подведение итогов работы.

Учитывайте конкретную обстановку, возможности ваши и тех людей, которых организуете. При составлении плана предусмотрите вероятные затруднения, подумайте, как их не допустить или устранить. Лучше, если вы будете иметь вариант - максимум (в расчете на то, что вам все удастся выполнить) и вариант - минимум (есть сомнения в возможностях людей, неопределенность в сроках, погодных условиях и т.д.). Даже вариант - минимум обязательно должен предусматривать решение основной цели организаторской работы.

Если в структуре общественного объединения кроме руководящих органов (Совет, Председатель, Контрольно-ревизионная комиссия) существуют другие постоянно действующие органы (Пресс-центр и др.), то план работы предварительно составляется каждым органом по своему направлению работы, а затем их сводит вместе, в один документ руководитель (Совет объединения).

Рекомендуется согласовать план работы объединения с планом воспитательной работы, который составляет зам. директора по воспитательной работе или классный руководитель, если организация школьная, или с теми органами, с которыми связано ваше объединение и от которых зависит решение тех или иных задач.

После того как план рассмотрен и утвержден, он становится документом, обязательным для выполнения.

Большое значение для осуществления намеченных дел имеет своевременное доведение до участников и ответственных объема и конкретных сроков проведения каждого дела.

Правила составления планов:

- план - это документ;

- планы должны быть реальными и выполнимыми;

- планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что необходимо сделать и какой результат достигнуть;

- каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение;

- сроки исполнения поручений надо ставить реальные, не забывая о том, что крупные мероприятия нуждаются в длительной подготовке;

- планы должны учитывать мероприятия и программы всех уровней взаимодействия ДОО (школьный, муниципальный, районный, городской, областной, республиканский) в зависимости от наличия контактов ДОО с организациями или организаторами того или иного уровня;

- ознакомление с планом должно быть доступно как членам организации, так и всем желающим.

Затруднения, наиболее часто встречающиеся при планировании работы:

1. В планах не прослеживается подчиненность целям и задачам, заявленным как в Уставных документах организации, так и в программах деятельности. То есть сам план «повисает в воздухе», находится вне реальной ситуации, которая сложилась в детской общественной организации к определенному периоду времени.

2. Несоответствие объемов содержания и организации, которое выражается в неконкретности и неопределенности дел или мероприятий. Например: «провести диспут», «работать над нравственным, физическим и т. д. здоровьем детей», «провести поход по местам боевой и трудовой славы» и т. д.

3. План, состоящий только из перечня дел без указания ответственных, логики подготовки и проведения, смысла отбора именно этих дел.

Наиболее часто встречающаяся ошибка - подмена перспективного плана развития организации перечнем программ или мероприятий. Программа включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесенных по времени, по месту проведения и по участникам, и направлена на решение какой-либо проблемы. В перспективный план входят только ключевые мероприятия программ, которые требуют длительной подготовки и подключения к этой подготовке большой группы участников организации.

Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо различать перспективные, календарные планы, планы текущей деятельности организатора детского движения и рабочие планы на неделю.

Перспективный план работы - это план работы, как правило, на учебный или календарный год. Он включает в себя:

1. Краткую характеристику уровня развития детской общественной организации, первичных коллективов, лидеров.

2. Цели и задачи на календарный или учебный год, как всей организации, так и ее выборных органов.

3. Обоснование программ или их этапов, реализуемых именно в этом году.

4. Сводный план мероприятий организации, Совета и первичных коллективов, отражающий уровень решения целей и задач.

Рассмотрим вариант планирования детской общественной организации, действующей на базе школы.

План работы (примерный)

детской общественной организации

на год

1. Характеристика детской общественной организации (статистические данные ДОО, количество членов, их возраст, структура организации, органы самоуправления, особенности детского коллектива).

2. Анализ работы детской общественной организации за прошедший учебный год (отразить работу по выполнению плана, отметить качественный рост первичной детской организации, личные успехи и достижения детей, определить проблемы, недостатки в

работе).

3. Цели и задачи.

4. Дела (мероприятия). Перечислить все направления работы, дела и мероприятия в хронологическом порядке с учетом программы или программ, по которым работает организация.

К годовому плану работы детской общественной организации прилагаются планы работы всех клубов, штабов, советов, объединений, которые работают в организации или объединении.

Рекомендуем правую часть плана заполнять конкретными заданиями, датами, фамилиями ответственных за исполнение и т.д.

Образец оформления плана работы

Дела, проекты, инициативы Инициативная группа Советы дел Совет объединения Старшие друзья объединения Время и место проведения Ответственные (ребенок, взрослый) Отметка о выполнении

План работы составляют дети совместно со взрослыми: старшей вожатой, работодателями, классными руководителями, друзьями организации и т.д. Можно провести конкурс на лучшее предложение в план работы, анкетирование, опрос; организовать «банк идей», «мозговой штурм».

На основании перспективного плана, который принимается либо высшим органом, либо на Совете организации (на основании Устава), утверждаются календарные, или текущие планы работы. Они могут совпадать, а могут и не совпадать по срокам с учебным четвертями, исходя из того, каким образом выстраивает свою деятельность детская общественная организация на базе школы.

В календарном (текущем) плане более подробно отражается работа организации и совета. Сам план может быть представлен следующим образом:

Календарные, текущие планы являются составной частью (или разделом) плана деятельности организации. В нем предусматривается: каким образом будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка деятельности детской организации, организация работы Совета, контроль исполнения принятых решений на всех уровнях взаимодействия.

План работы

_____________________________________________________

(название организации)

на __________________

  Содержание планирования дел   Календарные сроки проведения дел месяца   Ответственные
Недели
       
Организационная работа Организация работы Совета          
Проведение рабочих встреч с лидерами Первичных коллективов          
Работа творческих групп, советов дел, штабов, клубов          
Содержательная, программная деятельность Ключевые дела по программам          
Работа школы лидера          
Открытые дела первичных коллективов          
Информационно-методическая деятельность Выпуск информации о деятельности организации          
Проведение анкетирования, опросов исследования мониторинга          
Взаимодействие детской организации на внутреннем и внешнем уровнях Взаимодействие с советом школы          
Взаимодействие с родителями          
Взаимодействие со спонсорами          
Взаимодействие первичных коллективов          

Календарный план работы детской организации на четверть можно оформить как план-график в 3-х экземплярах. Один экземпляр находится на рабочем столе старшего вожатого, второй помещен на стенде, третий экземпляр - в учительской. При составлении плана-сетки удобнее использовать лист ватмана. Его необходимо расчертить на столько квадратов, сколько дней в четверти. В каждый квадрат написать число. При заполнении плана-графика хорошо использовать разные цвета фломастеров (например, записи о дружинных мероприятиях делайте красным цветом, об учебе актива - синим и т.д.).

Каждое указанное в календарном плане и плане-графике дело требует тщательного разбора, составления специального плана дела. Для составления плана дела удобно пользоваться следующей структурой:

ЗАЧЕМ? Сформулируйте цели и задачи дела (то, что хотите получить по окончании или ради чего оно затевается).

ЧТО? Ответив на этот вопрос, вы определитесь с видом и формой планируемого (разрабатываемого) дела.

С КЕМ (ДЛЯ КОГО)? Определитесь с контингентом участников, их возрастом и количеством.

КОГДА? В течение какого времени?

ГДЕ? Определитесь с местом проведения.

КАК? Ответ на этот вопрос будет самым обширным и в то же время самым главным. Фактически, это детальная разработка дела (этапы подготовки и проведения, сценарий и т.д.).

КТО будет отвечать за каждый участок работы?

СРОК завершения работы.

ЧТО ДАЛЬШЕ? Предполагаемый результат и дальнейшие действия участников.

Рабочие планы на неделю позволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации.

Личный план составляют, как правило, в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые «заметки на полях» и др.

Ежедневный рабочий план дня отражает организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позволяющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени.

Таким образом, сочетание перспективно-календарного и ежедневного планирования поможет:

- увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию;

- дает возможность использовать динамизм и изменчивость как

отношений, складывающихся между членами организации, так и

видов, форм детской инициативы;

- наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке;

- позволяет значительно экономить рабочее время;

- дает богатый материал для анализа общественной деятельности и самоанализа эффективности деятельности организатора детского движения.

Важное место для планирования занимает ведение документации. Документ - это не цель, а лишь одно из средств обеспечения слаженной работы объединения.

Что такое документ и каковы его функции? Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Важнейшей функцией документа является информационная. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.

Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи организаций, объединений обеспечивает коммуникативная функция документов.

Документ имеет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж общественной деятельности.

Зачем нужно документировать деятельность? Во-первых, не надо забывать, что через некоторое время общественной деятельностью может заняться другой человек, и он должен знать, что и как делали предшественники, что получалось, а что - нет, и почему. Во-вторых, в деятельности объединения могут возникать спорные моменты, неясности, дискуссии по тому или иному вопросу, что и как было решено несколько недель или месяцев назад на Сборе или заседании Совета детской организации, объединения. В-третьих, вероятность приобрести необходимые навыки, в том числе такие как:

- умение четко формулировать задачи;

- умение отстаивать свое мнение с использованием документов, и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: