Содержание темы:
Государственный стандарт профессионального образования и проектирование содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на микроуровне. Дидактический анализ темы занятий, основные точки дидактического анализа.
Методические рекомендации по изучению темы:
Понятие государственного стандарта профессионального образованияможет быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать как его внешние, так и внутренние связи.
Стандарт – основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование понятий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».
При отборе содержания обучения по специальности учитываются принципы интегративности: уточняется, к какой профессии относится специальность, к какой группе родственных профессий относится данная, к какому виду деятельности относится данная группа профессий.
|
|
При разработке стандарта в качестве модульной единицы выступают предметы и предметные области, при проектировании учебной программы для профессионального образовательного учреждения – предметы и виды практического обучения.
В основу структурирования содержания обучения на микроуровне заложен принцип вложения более мелких структурных единиц в более крупные. Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержание модульной единицы и обеспечить соответствие каждого учебного элемента, цели обучения (например, овладение конечным практическим навыком или формирования теоретического знания).
Дидактический анализ содержания обучения проводится перед подготовкой к занятию и включает:
v отбор учебного материала и отнесение его к уровню практическому или теоретическому;
v определение времени преподавания (если таковое не задано в учебном плане);
v определение целей изучения темы;
v выбор организационной ….обучения;
v установление внутрипредметных связей;
v установление межпредметных связей;
v разбивка темы на подтемы;
v выбор метода преподавания и определение приемов обучения и изложения;
v подбор иллюстративного материала;
v выбор места эксперимента;
v подготовка опытной базы и тест-программы;
v подготовка контрольных вопросов по каждой подтеме;
v прогнозирование трудностей студентов.