Цель опыта: выяснить, умеют ли школьники I—II классов классифицировать предметы и какие признаки кладут в основу классификации.
Методика проведения опыта. Предложить школьникам I—II классов к данному ряду слов, обозначающих единичные предметы, например, ворона, голубь, ромашка, пион, диван, стул, мяч, кукла и т. п., подыскать парные слова из другого ряда, обозначающие общие понятия: птицы, цветы, игрушки, мебель и т. д. Анализируя результат опыта, учащиеся выясняют,' по каким признакам подбирают школьники слава, классифицируют предметы, т. е. относят ромашку и пион к цветам, ворону и голубя — к птицам.
Опыт V.
Цель опыта: выяснить умение детей классифицировать предметы.
Методика проведения опыта. Дать школьникам слова: лес, волк, слон, дуб, лиса, чашка, окно, дерево, ружье, девочка, воробей и др. — и предложить объединить их в группы по различным признакам: одушевленности и неодушевленности; по количеству слогов в слове; по родам.
Опыт VI.
Цель опыта: выяснить соотношение наглядного и отвлеченного в мыслительной деятельности школьников.
Методика проведения опыта. Предложить школьникам III-IVклассов решить задачу (на встречное движение) без чертежа и затем однотипную задачу, при решении которой сделать чертеж. В результате учащиеся делают вывод о значении опоры на наглядный образ при решении мыслительной задачи маленькими школьниками.