После того как выбрано основное направление работы, приступают к составлению индивидуальных программ психолого-педагогической коррекции. Для этого используется информация, полученная на этапе диагностики. Общая программа для каждого ребенка обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов реализации этих задач. Например:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-IIEДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для воспитанника Егорова Константина на второе полугодие 1999-2000 учебного года
Задачи коррекции | Способы реализации задач |
1.Развитие коммуникации | · использование зрительной поддержки для обучения выражать свои желания; · развитие адекватного подражания другим детям; · преодоление полезависимости в общении; · проигрывание проблемных ситуаций; |
2. Развитие речи | · отработка понимания различных грамматических конструкций, · простой диалог; заучивание ответов на вопросы с последующим переносом на реальную жизнь; · коррекция произношения: развитие понимания антонимов; (подробнее см. программу по развитию речи) |
3. Чтение | · заучивание серий слов по методике глобального чтения; · чтение слогов; · изучение новых букв; · конструирование слов по образцу и по памяти; · основы понимания чтения; |
4.Элементарные математические навыки | · освоение простых пространственных · понятий; · обучение идентификации простых форм: · обучение идентификации количества; · порядковый счёт (в пределах 10); · обучение сравнивать множества; · цвета (называние); |
5. Графические навыки | · рисование по образцу (как пошаговому, так и готовому); · дополнение контура · срисовывание; · написание печатных букв и слов; |
6.Социально-бытовые навыки | · обучение мыть посуду (пошаговое), · обучение пылесосить; |
7.Навыки самообслуживания | · обучение чистить зубы; · обучение завязывать шнурки; · обучение есть опрятно; |
8. Изобразительная и конструктивная деятельность | · аппликация и вырезание (по контуру); · собирание разрезных картинок и паззлов; · лепка; · конструирование из лего; |
9.Развитие общей моторики | · упражнении на развитие выносливости и физической силы; · лепка, |
10. Расширение кругозора | · прогулки, экскурсии; · знакомство с книгами, мультфильмами, диафильмами, · усложнение расписания в школе; |
11.Развитие самостоятельной деятельности | · включение новых заданий в расписание; · обучение самостоятельно привлекать · взрослого к совместной деятельности. |
Логопед Николаева Г.И.
|
|
Психолог Сергеева М.М.
IIсихолог-дефектолог Алексеев С.А.
Индивидуальная программа психолого-педагогической
|
|
коррекции на первое полугодие 1999-2000 учебного года
для воспитанника Жарова Бориса
Задачи коррекции | Способы реализации |
1. Развитие адекватных форм коммуникации | А. Обучение обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях (с привлечением речи), Б. Последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком В. Обучение дифференцировать людей из ближайшего окружения Г. Создание системы коррекции проявлений негативизма в различных ситуациях. |
2. Дальнейшее формирование стереотипа «учебного поведения» | А. Обучение выполнению инструкций (выполнение функциональных инструкций, включенных в естественный ход занятий) Б. Формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий |
3. Развитие общей и мелкой моторики | А. Обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности и точности движений, Б. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, В. Лепка Г. выполнение самостоятельных заданий, нарастающей сложности (нанизывание мелких бус, сортировка мелких предметов) Д. Рисование пальцами (при помощи специальной краски) |
4. Развитие понимание речи | А. Обучение пониманию названий частей тела Б. Обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций В. Обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах (см. логопедическую программу) |
5. Развитие навыков самообслуживания | А. Дальнейшее обучение самостоятельному одеванию-раздеванию Б. Обучение самостоятельно застегивать пуговицы |
6. Формирование элементарных математических навыков | А. Соотнесение форм и фигур Б. Складывание разрезанных картинок В. Конструирование по образцу Г. Формирование представлений о количестве (выполнение различных инструкции при использовании предметов и картинок) Д. Формирование представлений о цвете (выполнение различных инструкций при использовании разнообразного материала) |
7. Труд | А. Обучение выполнять аппликацию из готовых деталей Б. Обучение пользоваться ножницами |
8. Формирование произносительной стороны речи | А. Артикуляционная гимнастика Б. Имитация звуков В. Отработка плавности произношения |
9. Формирование самостоятельной деятельности | А. Обучение выполнению расписания в виде фотографий Б. Расширение спектра самостоятельных заданий |
10 Психотерапевтическая работа | А. Преодоление страхов путем десенсибилизации Б. Формирование основ сюжетной игры В. Развитие невербального спонтанного взаимодействия с использованием элементов музыкальной терапии. |