Обучение. 1. Пассивный этап:Кате показывают предмет, называют его, предлагают произвести с ним различные манипуляции (например

1. Пассивный этап: Кате показывают предмет, называют его, предлагают произвести с ним различные манипуляции (например, «Смотри, это лук. Давай почистим лук, порежем его и т.д.). При этом не ставится задача правильного выполнения инструкций; просто вводится контекст ситуации использования данного предмета.

2. Выполнение инструкций: в рамках обучения данному навыку следует употреблять только знакомые команды (дай, принеси, положи, подними, убери и т.п.). Сразу же предлагается несколько предметов, чтобы видеть, понимает ли Катя название данного предмета. Например. «Возьми чашку», когда в то же время на столе есть другие предметы.

3. Называние: если Катя затрудняется назвать предмет, ей предоставляется словесная подсказка, если она опять ошибается, возвращаются к этапу выполнения инструкций.

Перенос навыка. Навык понимания названий предметов переносится в бытовые ситуации.

Одним из важных достоинств подобных программ является заложенная в них возможность количественной оценки формируемых навыков. Это позволяет переходить от одного этана формирования навыка к другому, опираясь на соответствующие показатели. Отсутствие видимой динамики помогает своевременно увидеть неэффективность того или иного обучающего или психологического приема и внести изменения в конкретную программу.

Особенно наглядно это проявляется при использовании подобных программ при работе с проблемами поведения (агрессией, негативизмом и т.п.). Эффективность коррекционного подхода или ее отсутствие обычно видны на 1рафике через 1-2 недели после начала применения. Например, при работе с проявлениями негативизма увеличили частоту подкрепления за желательное поведение. Через неделю показатели количества эпизодов негативизма стали на порядок ниже (вместо 25-30 в день, 5-8).

Следует отметить, что совокупность частных программ и протоколов количественных показателей по этим программам не заменит качественного анализа динамики развития ребенка. С другой стороны, без использования количественных методик оценки при сложных и осложненных формах аутизма бывает трудно отслеживать эффективность коррекционной работы.

При работе с тяжелыми детьми недостаточно полагаться на субъективные оценки динамики научения отдельным навыкам. Такие утверждения как «стал лучше понимать речь», «больше смотрит в глаза», «стал менее негативистичен» выглядят гораздо убедительнее, если они подкреплены количественными данными. Впечатление, что в развитии ребенка не наблюдается никакой положительной динамики, почти всегда неверно, если коррекционная работа ведется правильно.

Когда Вы увидите, что в сентябре ребенок спонтанно употреблял 2 слова, а к декабрю - уже 15, будет очевидно, что работа по развитию речи велась не зря.

Таким образом, индивидуальные программы помогают планировать и продумывать работу с ребенком, а различные формы отчетности по этим программам позволяют понять, что удалось, а что необходимо менять и дополнять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: