Платон мне друг, но истина
дороже.
Аристотель
Лучше ошибаться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других
Микеланджело
Лучше ошибаться с Платоном (мудрецом), чем судить правильно с другими (обыкновенными) людьми.
БСЭ. Высшая ценность для науки - это истина.
Сама по себе она в моральном отношении нейтральна.
Моральные оценки могут относиться:
А) К деятельности по получению знания. Профессиональная этика учёного требует от него интеллектуальной честности и мужества в поисках истины.
Б) К деятельности по применению научных результатов.
Здесь проблема соотношения Н. и нравственности встаёт в виде моральной ответственности учёных за социальные последствия, вызванные применением их открытий.
Варварское использование Н. милитаристами (опыты гитлеровцев над людьми, Хиросима и Нагасаки).
Это вызвало ряд активных социальных действий прогрессивных учёных (Пагуошские конференции и др.), направленных на предотвращение антигуманистического применения науки.
Главная трагедия нашей эпохи – не в научно-техническом, экономическом, политическом или экологическом кризисах самих по себе, а в нравственном кризисе.
В тупик нас завел не научно-технический прогресс, а его безнравственное использование.
Не экономика завела нас в тупик, а безнравственные действия в экономике.
Не политика, а безнравственные политиканы.